Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)
тов "а" и "в" характерно интонирование смысловых участков текста, тогда как каденционные участки напева, трехсложные ритмические структуры (элементы "б” и "г"), интонируются в большинстве случаев на синсемантические слоги "деи, дей". Аналогичное оформление каденци- онных участков становится особым композиционным приемом и ха рактерно для других напевов сказания. Элемент "в" — пятисложник с ударением на третьем слоге родственен элементу "а" по слогоритмиче скому признаку, однако по тембровому и звуковысотному параметрам составляет оппозицию. Тембровым маркером элемента "а" становится так называемая "долгая нота" (все звуки, имеющие подобную тембро вую характеристику даны в нотировках прямоугольными нотами). Не обходимо сразу пояснить, что подразумевается под этим термином В сказании исполнитель пользуется несколькими разновидностями мар кированной "звукоподачи", имеющей общее этническое название — кай. "Долгая нота" — одна из тембровых разновидностей кая, характеризуе мая ритмической остановкой на опорном тоне напева (в напеве 1— тон "Г') в сочетании с фарингализованными гласными и со слабо выражен ным свистом губного происхождения [17, с. 41—42; 18, с 40]. Первый раз напев 1 появляется в четвертой тираде. На нем же основаны две последующие тирады. Семикратное "повторение" напева в четвертой тираде (структура типа а, а,, а^ и т.д.) отчетливо репре зентирует вариативные возможности напева*. В каждом проведении напева варьируется длительность "долгой ноты" (элемент "а") и тембр, находящийся в прямой зависимости от артикуляции фарингализованных гласных (и—ы—о—е). Звуковысотные изменения касаются преимущественно элементов "а" и "б" (высота "дол гой ноты" неизменна). Так, первоначальный ангемитонный трихорд в амбитусе кварты с—ез—£ (опорные тоны "с" и "£") в третьей — шестой строфах тирады дополняется четвертым тоном и образуется звукоряд нового типа — двухопорный ангемитонный тетрахорд с—ез —{ —&. Рит мическая сторона напева, регулируемая восьмислоговой формулой тек ста, остается без изменений. * Следующие напевы характеризуются учащенной ритмической пульсацией, стабильностью семисложной слогоритмической формулы при индивидуальной звуковысотности каждого напева (см. нотные при меры 2, 2а). Напев 2 — однотоновый, 2а имеет звукоряд с—ез—г с опорным тоном "Р'. Данные напевы в сказании связаны с описанием коня Кан Пергена (тирады 3, 31), они звучат во время договора о конских состязаниях между Кан Пергеном и Кара Молот (тирады 67, В том случае, когда один напев объединяет подряд несколько тирад, полностью публикуется первая тирада. В остальных тирадах представлена только текстовая часть. Например, напев 1 объединяет тирады 4—6, полностью опубликована тирада 4, а в тирадах 5 и 6 даны только тексты вокальных фрагментов Далее напев 1 появляется в тираде 21 Она опубликована полностью.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2