Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)
мических структур) с ритмоинтонационными параметрами эпоса воспроизвести невозможно. Вероятно, поэтому памятники шорского эпо са десятилетиями фиксировались филологами в виде последователь ности нарративных эпизодов [4, с. 8—347]. Музыкальный материал сказания имеет устойчивую форму выра жения, соответствующую эпической тираде. Тирада обладает ясно вы раженной строфической структурой с нерегламентированным количес твом строф. НJТ Дыренкова отмечает следующую закономерность: "Обычно строфа состоит из четырех строк, распадающихся как по со держанию, так и по форме на две половины. Двухчленная структура присуща в равной мере и поэзии, и прозе" [4, а ХШ-*-Х1У]. В боль шинстве случаев тирада организована по принципу повторяемости строф с незначительной высотно-ритмической вариантностью — моно- формульный тип тирады (см. тирады 1, 2, 4, 7, 8,12, 35—38, 78—82 и др.). Помимо этого в сказании встречаются тирады, основанные на двух напевах-формулах (см. тирады 17,18, 51—58). Композиционными единицами шорского эпоса являются напевы. Их чередование, вариантные преобразования и появление на рассто янии составляют основу музыкальной драматургии сказания. Структу ра напева и его масштабы соотносимы со строфой. Напев как композиционная единица эпоса выделяется знато ками шорской эпической традиции. В 1987 г., во время студийной записи сказаний (в Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки) от исполнителя М.К. Каучакова (1936 г.р.), сохранив шего мрасскую сказительскую традицию, получены подробные ком ментарии относительно музыкальной композиции эпоса. Музыкальные эпизоды каждого из его сказаний (в репертуаре 15 сказаний) строятся на чередовании и логической смене тематических образований, про водимых в партии комуса (аккомпанирующего инструмента) и в во кальной. Тематические образования, или напевы, обозначаемые сказителем по-русски как "мотивы", выполняют функцию дополнительной харак теристики персонажей, их эмоциональных состояний, сюжетных ситу аций. "Мотивы", используемые музыкантом в сказаниях, могут испол няться отдельно, в виде инструментальных наигрышей ( шертыпче ). В арсенале М.К. Каучакова девять напевов, которые он продемонстриро вал в виде наигрышей и обозначил следующим образом: 1) "основной" напев — не имеет строгой сюжетной закрепленности и появляется в различные моменты сказания, а также передает состо яние радости; 2) "вступление" к сказанию; 3) "мотив жалобы, грусти" — характеризует эмоциональные состо яния персонажей; 4) "мотив", сопровождающий чей-либо диалог;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2