Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)

мических структур) с ритмоинтонационными параметрами эпоса воспроизвести невозможно. Вероятно, поэтому памятники шорского эпо­ са десятилетиями фиксировались филологами в виде последователь­ ности нарративных эпизодов [4, с. 8—347]. Музыкальный материал сказания имеет устойчивую форму выра­ жения, соответствующую эпической тираде. Тирада обладает ясно вы­ раженной строфической структурой с нерегламентированным количес­ твом строф. НJТ Дыренкова отмечает следующую закономерность: "Обычно строфа состоит из четырех строк, распадающихся как по со­ держанию, так и по форме на две половины. Двухчленная структура присуща в равной мере и поэзии, и прозе" [4, а ХШ-*-Х1У]. В боль­ шинстве случаев тирада организована по принципу повторяемости строф с незначительной высотно-ритмической вариантностью — моно- формульный тип тирады (см. тирады 1, 2, 4, 7, 8,12, 35—38, 78—82 и др.). Помимо этого в сказании встречаются тирады, основанные на двух напевах-формулах (см. тирады 17,18, 51—58). Композиционными единицами шорского эпоса являются напевы. Их чередование, вариантные преобразования и появление на рассто­ янии составляют основу музыкальной драматургии сказания. Структу­ ра напева и его масштабы соотносимы со строфой. Напев как композиционная единица эпоса выделяется знато­ ками шорской эпической традиции. В 1987 г., во время студийной записи сказаний (в Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки) от исполнителя М.К. Каучакова (1936 г.р.), сохранив­ шего мрасскую сказительскую традицию, получены подробные ком­ ментарии относительно музыкальной композиции эпоса. Музыкальные эпизоды каждого из его сказаний (в репертуаре 15 сказаний) строятся на чередовании и логической смене тематических образований, про­ водимых в партии комуса (аккомпанирующего инструмента) и в во­ кальной. Тематические образования, или напевы, обозначаемые сказителем по-русски как "мотивы", выполняют функцию дополнительной харак­ теристики персонажей, их эмоциональных состояний, сюжетных ситу­ аций. "Мотивы", используемые музыкантом в сказаниях, могут испол­ няться отдельно, в виде инструментальных наигрышей ( шертыпче ). В арсенале М.К. Каучакова девять напевов, которые он продемонстриро­ вал в виде наигрышей и обозначил следующим образом: 1) "основной" напев — не имеет строгой сюжетной закрепленности и появляется в различные моменты сказания, а также передает состо­ яние радости; 2) "вступление" к сказанию; 3) "мотив жалобы, грусти" — характеризует эмоциональные состо­ яния персонажей; 4) "мотив", сопровождающий чей-либо диалог;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2