Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)

О СРЕДСТВАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ШОРСКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ "КАН ПЕРГЕҤ' Начало изучению шорского музыкального фольклора было положе­ но в первом десятилетии XX в. А.В. Анохиным [13]. Он сделал первые фонограммы, а также нотные записи шорских мелодий. Одна из них опубликована в статье "Музыка и музыкальные инструменты народно­ стей Сибири" [14, с. 587—588]. Восемь шорских песен, записанных в шорских улусах Хакасии, поместил в сборнике хакасского музыкально­ го фольклора педагог и композитор А.А. Кенель [15, с. 48,50—52, 56, 57, 59, 64]. Кроме того, в статье СJС Павлючика приводятся восемь образцов шорского песенного фольклора, записанных и йотированных автором [16, с 135-148]. Публикации шорского музыкального фольклора затрагивали только одну из жанровых традиций шорцев — песенный фольклор. Что же касается эпического наследия, то до настоящего времени нет ни одной музыковедческой работы, посвященной шорскому героическому эпосу. Нет также публикаций и нотного материала сказаний. Исследователи шорского фольклора указывали на общность герои­ ческого эпоса шорцев и других алтайских и енисейских тюрков [4, с. XXVIII]. Однако совпадение сюжетов эпических произведений родст­ венных народов не означает общности манеры исполнения, интонаци­ онного содержания, композиции. Общим в эпическом интонировании шорцев, кызыльцев и теленгитов является особая голосовая звукопода- ча — кай в сопровождении музыкального инструмента. У шорцев и теленгитов это длинношейковая лютня с щипковым способом звукоиз- влечения (комус, тогапуур), у кызыльцев — щипковая цитра (чатхан). У шорцев и кызыльцев пение чередуется с речевым повествованием, у теленгитов эпическое повествование представляет собой непрерывную музыкальную композицию. Имеются и более детальные различия. На

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2