Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)

ствующих с ним персонажей, а также устойчивостью стиля эпического повествования. Универсальным стилистическим приемом в эпосе является своеоб­ разная парность изображения, идет ли речь о космогонических и ми­ фологических представлениях, обрядах либо об эпических и истори­ ческих реалиях. Рассмотрим это на примерах из зачина сказания "Ал­ тын Сырык". Черсил наа кабышчыганда, Когда впервые земля и вода разделялись, Чер чайалчыган шенде полтур. Когда земля сотворялась, тогда было, оказывается. (ст. 4—5) Здесь сказано о двух одновременно совершающихся действиях, ме­ жду строками нет причинно-следственных связей, одна как бы дублиру­ ет и дополняет другую, но они соотнесены и для достижения благо­ звучия, которое создается прежде всего начальной рифмой, равнослож- ностью в строках, созвучием слогов. Приведем два парных "двучлена" из перехода от зачина к повество­ вательной части: Алтынгызы алтон тамнач Низ его в шестидесятом слое [земли], Алты азацтац келип шьщча. На шести ногах он поднимается, ÿстÿнгÿзÿ ÿш тегридец С верха его, [выше] трех небес, ÿш сабах,тан келип тушча. Три бахромы спускаются. (ст. 29—32) В следующей части зачина парная конструкция выражена уже срав­ нениями (речь идет о золотом дворце): Часкы мус шени чалтырап турча, Блистая, словно весенний лед, стоит, Куску мус шени кÿлтуреп турча. Сверкая, словно осенний лед, стоит. (ст. 34—35) Золотой дворец в эпосе символизирует оседлость, прочность, народ­ ное представление о красоте и величии здания, о силе богатыря. Принцип парного изображения не изменяется с подключением новых предметов для сравнения — например, орудий труда. Так, далее в зачине повествователь сравнивает коня одновременно с мельницей и веретеном: Теербен шени тартыл турча, Крутясь, словно мельница , он стоит, Ийик шени ÿжÿл турча. Вертясь, словно веретено, он стоит. (ст. 4 3 -4 4 ) Парная конструкция присуща и описанию коня богатыря: Ийги каратьщнач от кöйÿшча, Из двух его глаз огонь пышет, Миги таназынац ыс плапгча. Из двух его ноздрей дым валит. (ст. 41 -42 ) Параллелизм в повествовательной части эпоса служит усилению поэтической мысли:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2