Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)
вается в дальнейшем женой Кара Кана, а другая — матерью Кан Пергена. Мать Кан Пергена умирает, а жена Кара Кана заботится о муже и не покидает пределов его племени. В "Алтын Сырыке" посланник богов Алтын Сырык ведет долгую и упорную борьбу на земле за справедливость, причем не ограничивается племенем или союзом племен: он стремится к устранению зла "в семи десяти ханствах". В сказании "Алтын Сырык" видны элементы нового в сюжетно-ком позиционной структуре. Если в "Кан Пергене" действие одноплановое, то в "Алтын Сырыке" оно разворачивается по нескольким сюжетным линиям События могут происходить одновременно в двух местах, и о них идет параллельный рассказ, например, о том, как два коня преодо левают подъем на гору, первый с одной стороны, второй — с противо положной (что передано эпическими словесными формулами), а на вершине они встречаются и обмениваются новостями Другой прием может быть назван "двухголосным повествованием": о том, что про исходит с Алтын Сырыком в краю Күн-кана, рассказывается от лица повествователя, о происходящем же с Алтын Шаппой в краю Ай -ка па — в диалоге между конем и повествователем Внутренняя связь между всеми частями сказания обусловливается общностью единонаправленного повествования об Алтын Чылтысе, Ал тын Сырыке, Алтын Шаппе, Кара Салгыне, образующего три сюжета единоборства этих богатырей с их врагами первый — борьба Алтын Кана с двумя мифическими существами Кан Салгыном и Кола Сарыг; второй — поединок Алтын Сырыка и его соратников с братьями Кан и Кара Сулазынами, третий — сражение тех же персонажей с сыновьями Эрлик-хякя, владыки царства мертвых. Кроме этих сюжетных линий в сказании есть еще рассказ о поездке Алтын Кана к небожителям, повествуется также о путешествии Алтын Сырыка и Алтын Шаппы к девяти творцам-небожителям, об испытании двух богатырских коней. Как и в других произведениях шорского эпоса, здесь нет временной последовательности, хронологического соответ ствия. В основу изображения мифических существ (Кан Салгына, Кола Сарыг), небожителей и Эрлик-кяня положены разные по степени древ ности представления. Если первые, как можно предположить, восходят к ранней мифологии, то вторые, на наш взгляд, связаны с более поздними религиозными воззрениями. О борьбе богатырей с мифическими существами рассказывается в начале и в конце сказания, в середина повествуется о борьбе богатырей со сборщиками дани. Несмотря на такое расположение разновременных по происхождению мотивов и сюжетов, целостность сказания не нару шается. Это единство достигается не только проходящим через все произведение образом Алтын Сырыка, но еще и единством противобор-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2