Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)
Как же я, родившийся-выросший богатырем, В золотом дворце буду сидеть?! Когда слезами народ обливается. Как же я, богатырь, буду сидеть и ждать. Золотой дворец охраняя? (ст. 631-639) Ответ позволяет уловить, что мотив введен в эпос на новом уровне народного сознания, когда угнетение завоевателями осмысляется как первейшее зло в жизни и фактор эпического действия. Этическим идеа лом становится исполнение богатырского долга перед обездоленными. Важно отметить переосмысление ряда образов в "Алтын Сырыке" по сравнению с предыдущим сказанием В "Кан Пергене" носителями зла-смерти являются Кара Шмелдей и ее дочь — существа Нижнего мира. В "Алтын Сырыке" мифические существа, представители Ниж него мира, та же Шмелдей, а также Кара Салгын, оказываются по мощниками богатырей, они сами страдают от ханов-завоевателей и в борьбе со сборщиками дани гибнут как обыкновенные смертные. В другой ситуации в качестве врагов богатырей действуют сыновья Эрлика (властелина подземного мира в архаических сказаниях тюрко язычных народов Сибири). Они тоже уязвимы, подобно обычным смер тным. У врага-завоевателя Кан Сулазына есть "не умирающий, не погиба ющий Кара Сулазын", который живет "внутри кйн-горы". Он наделен грозной силой, но в борьбе против данников ему тоже суждена смерть. Мифические образы, которые вначале были носителями субстан ционального зла или субстанционального добра и восходили к самым ранним представлениям людей о первоосновах мироздания, теперь трансформируются, "приземляются" в соответствии с контекстом соци альных коллизий. Иные, чем прежде, и приемы мотивировки действий главного героя. В "Кан Пергене" богатырь сам отправляется в путь, объяснение его действий приводится позже. В "Алтын Сырыке" ведется большая подго товка к тому, чтобы героя раззадорить, "вывести" из золотого дворца. Сначала в качестве посла данников к нему прибывает Кара Салгын, потом приезжает Алтын Чылтыс. Два посла говорят об одном и том же. Они убеждают Алтын Сырыка выступить в защиту данников. Алтын Сырык соглашается. Мать его против, но это лишь усиливает реши мость сына откликнуться на зов. В дальнейшем мотивировка действий Алтын Сырыка подкрепляет ся еще раз: в пути Алтын Сырык встречается с Кара Шмелдей, которая своим рассказом вновь напоминает ему о злодеяниях хана. Теперь Алтын Сырык готов к битве с противником, которого он никогда не видел и не считал своим личным врагом. И в "Кан Пергене", и в "Алтын Сырыке" действуют боги. В первом сказании с неба на землю спускаются дочери богов, одна из них оказы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2