Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)
Так же обрисованы и владения других канов ( племенных вождей): "Зеленая гора с сорока перевалами" Кок Кана, "В шестьдесят перевалов золотая гора" Алтын Кана Пространственные характеристики нашли отражение в описаниях поездок героя в чужие края с непременным его возвращением в свой родной золотой дворец. В сказании иное, чем в мифе, представление о середине земли Мифический герой живет в центре земли В "Кан Пергене" же середина земли находится далеко от местожительства богатыря. Он достигает ее, покрывая большие расстояния на своем богатырском коне. Но в сказании нет названия конкретной страны или государства. Таким образом, представление о пространстве и времени в "Кан Пергене" эпическое. Течение времени отражено в описании дальнего пути следования богатыря с конкретной целью, например, до земли, где живет его невеста ( первая поездка), затем до страны Кара Кана ( вторая поездка), а потом до земли Сарыг Кана ( третья поездка). Продолжительность действий героя во времени показана двумя спо собами: 1) традиционной эпической формулой "Мало ли времени прошло, / Много ли времени миновало"; 2) эпическими сравнениями с использованием гиперболы: "Место, куда ты должен ехать, / На рассто янии перелета двух поколений птиц находится. / Куда за всю жизнь, отцом данную, конь не доскачет. / Куда [ даже] птица, крылья имею щая, / Крыльями махая, в жизни не долетит, — / Там золотая гора с девятьюдесятью перевалами [ стоит] ". Это связано с представлением древних о событийном наполнении времени: вне событий нет течения вреллени. Понятие времени еще не абстрагировалось: "Сорок лет борьба длится"; "Шестьдесят лет [герой] на этой земле пробыл"; "Семьдесят лет здесь пробыл". Эпос отражает архаическое понимание связей между настоящим, прошлым и будущим В настоящем действует Кан Перген, в прошлом — его отец Ай Кара Кан, а после Кан Пергена — его сын. О поступках Кан Пергена повествуется в настоящем времени, о жизни отца рассказыва ется в прошедшем времени, действия сына Кан Пергена не изобража ются. Повествователь ограничивается указанием на то, что сын героя уехал, чтобы продолжить борьбу с врагами. Наиболее часто встречающееся средство эпической характеристи ки — гипербола На пуп черной земли опираясь, Бахромами на небесах красуясь, Луны и солнца свет отражая, Золотой дворец стоит. (2. 1 2 - 1 5 ) Такой же прочностью отличается коновязь богатыря.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2