Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)
является борьба соперников, в которой нареченному жениху помогает та же Кара Кат. Семья, изображенная в шорском эпосе, обычно (до определенной поры) состоит из родителей и одного сына, их взаимоотношения пока заны эпически своеобразно. Родители растят свое дитя с большим вни манием и заботой. Но как только сын достигает совершеннолетия, он становится самостоятельным и все решает сам. В сказании "Кан Пер- ген" сын Кан Пергена уезжает бороться с врагами, которые продолжа ют вредить людям. Принимая свое решение, он не советуется ни с отцом, ни с матерью (при взрослом сыне родители свое значение как бы утрачивают). Все внимание повествователя сосредоточивается на действиях сына. Когда же речь идет о муже и жене, то здесь подчеркивается непре рекаемый авторитет мужа. В эпосе изображена патриархальная семья, в которой жена занимается только домашними делами, а муж-бога- тырь — борьбой с внешними врагами, восстановлением мира и благопо лучия среди сородичей. Он постоянно находится в отъезде, далеко от дома. Муж и жена верны друг другу (неверные жены появятся в позд нем эпосе). Во внутриплеменных отношениях вождь племени (он же богатырь) занимает особое место. Между ним и его сородичами нет прямых контактов. Повествуется главным образом о деяниях богатыря-вождя, о делах же его соплеменников упоминается попутно, вскользь. Вождь не пасет скот: это забота "мира-народа", первейшая обязанность богаты ря — охранять мирный труд пастухов, распоряжаться имуществом племени. В этом ему помогают персонажи эпоса, именуемые тасами (букв, "плешивые"). Кан Перген ставни толчком открыл, Окна настежь распахнул. Сорок тлсов созвав, Сорок топоров им бросил: "Весь табун гнедого жеребца заколов, На мелкие куски [мясо] нарезав, — пир устройте! Весь табун серого жеребца заколов, Настрогав, нарезав мясо, — пир устройте! [Даже] жеребят и телят не оставляйте! Кобылиц жеребых — всех заколитеГ Пир [идет! на бересту [мясо] кладут. Девять народов, [здесь] собравшись, пируют. (28. 56-67) О "девяти народах" только упомянуто. Нет ни слова об их взаимо отношениях. Нам кажется, что эта фраза вставлена позже. В произве дении рассказывается о союзе между двумя племенами: Кан Пергена и Кара Кана. Но союз заключил не Кан Перген, а его отец. Сын унаследо вал от отца роль вождя и подкрепляет союз с племенем Кара Кана своими героическими делами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2