Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)

много "общих мест". В одних случаях кайчи перечисляет их все, в дру­ гих — ограничивается только несколькими, в-третьих — дополняет их. Шорские сказители постоянно стремились расширить свой репер­ туар, они старались перенять от других сказителей неизвестные им произведения. Многим из них приходилось рассказывать и петь перед одними и теми же слушателями продолжительное время — например, на промысле (осенняя охота в горах длилась восемь-девять недель). И ночь за ночью в шалаше, у костра кайчи рассказывал все новые и новые сказания своим товарищам. Поэтому репертуар некоторых сказителей составляют 60—70 произведений, а то и больше. В шорском эпосе можно выделить четыре типа сказаний. Первый — древнейшие произведения о богатырях-охотниках, такие как "Ак Кан", "Ак Олен". Они относятся к архаическому пласту и соответствуют, например, "охотничьему эпосу" алтайцев. Второй тип составляют самые многочисленные сказания более поз­ днего периода: о воинах-богатырях, вождях скотоводческих племен, о межплеменных войнах. В их число входят "Кан Перген" (публикуемый в настоящем томе), "Чаш Кая" и многие другие. Третий тип — это сказания, в центре которых социальные колли­ зии: борьба богатырей против уплаты дани ханам-завоевателям, защита богатырями обездоленных. Примером может служить сказание "Алтын Сырык", включенное в нашу книгу. Четвертый тип — эпические произведения о сказителях, музыкан­ тах, музыке и музыкальных инструментах. В них повествуется о высо­ ком назначении певцов, об их деяниях и гибели (например, "Ак Сал- гын"). Предложенная нами классификация произведений шорского эпоса носит предварительный характер в силу того, что еще не охвачен весь фонд шорского эпоса из-за его разбросанности по разным архивам и коллекциям частных лиц, да и не все бытующие произведения шорско­ го эпоса записаны. Во многом она, конечно, условна,- ибо существуют промежуточные формы сказаний. И "Кан Перген" по своему характеру во многом занимает промежу­ точное положение между ранним охотничьим и более поздним ското­ водческим эпосом. Тематикой его являются семейные, внутриплемен- ные и межплеменные отношения (в эпосе других тюркских и ряда монгольских народов подобные произведения относятся к эпическим сказаниям о героическом сватовстве и богатырской поездке). Семейные отношения особо ярко отражены в повествовании о брачной поездке Кан Пергена к своей суженой Алтын Торгу и его женитьбе на ней. В этом сюжете много архаических черт. Например, жених узнает о своей невесте от мифического существа Нижнего ми­ ра — Кара Кат. Сватовство сопровождается конными скачками, о кото­ рых извещают кукушки. Одним из обязательных элементов ритуала

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2