Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)
Особо надо остановиться на таком виде исполнения, когда кайчи, изложив некоторую часть (отрезок) сказания горловым пением с игрой на комусе, затем передает эту же часть непоющимися стихами; в итоге возникают два нетождественных текста. В 60—70-е и последующие годы нами записано от разных шорских кайчи (Д.К. Турушпанов, П.И. Кыдыяков и др.) около десяти сказаний в таком исполнении. Подобный вид исполнения не следует смешивать с широко извест ным в эпосе многих народов чередованием пения (например, песенных партий-монологов) и прозы (описание эпических действий и др.). Един ственный, пожалуй, аналог такого исполнения — отрывок хакасского эпического пения с "декламационным пересказом спетого" (нотировка А.К. Стоянова, словесная расшифровка В.Е. Майногашевой) в прило жении к тому "Алтын-Арыг" (М., 1988, с. 588—590). При пении и игре на комусе текст изобилует односложными непе реводимыми словами типа ди, дей, до. К примеру: Амдыгы тöлдÿч дей дей де де Нынешнего поколения.. К,айран алымды дей дей дей дей Славный раньше.. К,айран полган чи дей дей Славный был.. Пурунгу тöлдÿч, дей. дей Прежнего поколения.. Это запись части зачина "Кан Пергена" в пропетом варианте. Срав ним ту же часть зачина, изложенную затем стихами без пения и игры на комусе. Амдыгы тöлдÿч алында пслган полтур. Раньше нынешнего поколения было, Пурунгу тöлдÿч соонда полган полтур. Позже давнего поколения было. Чер чара шавыл кöк öлеч, полза_ Пробиваясь сквозь почву, зеленая трава.. (1-1-3) В первом тексте во второй части каждой строки по два, иногда по три синсемантических слова, а "значимые" слова — в начале каждой строки Во втором тексте нет ни одного дополнительного односложного слова, а одна строка соответствует двум, чаще трем пропетым. Не менее существенно, что слова при пении выговариваются иначе, чем в сказе, а некоторые из них вообще не соответствуют словам второго текста. Рассказываемый текст легко записать и прочитать, поющийся же — обрывист. Пение создает музыкальный образ и зачастую только "обозначает" словесные "вехи", а они могут дополняться и угадываться в своем продолжении слушателями, которые уже хорошо знают эпос. Конечно, в обоих случаях — при пении и сказывании — кайчи твор чески пользуется готовыми "общими местами", но выбирает лишь соот ветствующие данному эпизоду. При этом он может давать свой вариант "общего места". Например, для описания пути богатыря существует *При цитировании примеров из сказания "Кан Перген" первая цифра — номер тирады, последующие — строки. Новосибирская ! 17 5ласткая научная г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2