Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)
рышей — ког, по их числу можно судить о музыкальном таланте и мастерстве кайчи. Известными сказителями были С С. Ачолов, К.Н. Те- нешев, К.П. Серегешеа От Т.Н. Кушакова в 1965 г. в Южной Шории составителем этого тома было записано сказание "Алтын Коок". Кондомскую сказительскую школу Северной Шории представляли кайчи братья К.М. и А М. Атконовы, С. В. Шалбыгашев, С. Т. Тайбыча- ков (с. Кинерки), Н.К. и Г.С. Тельбезековы, Г.С. Торбоков ( сТайлеп) и др. Учеником Н.К. Тельбезекова был С.С. Торбоков, учеником С. С. Торбокова является Т. С. Камзачаков; таким образом, известны три поколения кайчи. Все они проживали в низовьях р. Кондомы. Своя школа эпического исполнительства сложилась в низовьях р. Мрассу. По словам П.Н. Амзорова, здесь самым прославленным кай чи, имевшим многих учеников, был Н.А Напазаков (Морошка у Н.П. Дыренковой) из с. Чувашка Оттуда же родом были сказители К. А Бекренев и АП. Напазаков. АИ. Абакаев(Ак-Мет у Н.П. Дырен- ковой) жил в с. Мыски, Г.Н. Кастараков — в Нижнем Тозе, Я. И. Арбачаков и П. И. Кыдыяков — в Красном Яре. К мрасской школе принадлежали также кайчи Н.Ф. Тортобаев из с Усгь-Мрасса, ИЛ1 Рыжкин из с. Косой Порог (ученик последнего А В. Рыжкин живет в Улусе — пригородном поселке г. Междуречен- ска), ДК. Турушпанов и Е.П. Куюков из с. Корай. Мрасскую школу представляют также современные сказители МК. Каучаков (г. Между- реченск) и широко известный В.М Карачаков (с. Верхний Т о з ). Кайчи кондомской и мрасской сказительских традиций разнились манерой исполнения. Кондомские кайчи пели тихим голосом Так пел С С Торбоков, так же поет Т.С Камзачаков (живет в с Тайлеп Новокуз нецкого р-на). Мрасские кайчи, напротив, пели громко, с сильным сжати ем гортани, иногда очень громко и быстро, некоторые из них едва успе вали выговаривазъ слова (например, П.И. Кыдыяков). ДК. Турушпанов и Е.П. Куюков пели спокойно, в замедленном темпе. ДК. Турушпанов пел когуспе ("грудью"), низким голосом, не очень сильно сжимая гортань. Существовало различие и внутри самой мрасской сказительской школы: пение "грудью" ( jпозубе , или когуспе ) и пение "горлом" (пга- макпа, или тавакпа). Петь "грудью" — означает выдавливать звук из легких диафрагмой и животом, а петь "горлом" — это значит петь с особым сжатием гортани. У каждого талантливого сказителя была и своя индивидуальная манера исполнения. Это проявлялось в мелодии кая и в словесном оформлении текста Кроме того, текст зависел и от способа исполнения: каем, т.е. горловым пением с музыкальным сопровождением и расска зыванием; без пения и музыкального сопровождения — только оказы ванием У одних кайчи преобладала стихотворная поэтическая речь, у других — прозаическая. Но и в том, и в другом случае художественная выразительность произведения у талантливых исполнителей не страдала
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2