Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)

скот, словно звезды на небе, рассыпался" и др.); статус певца, выбор им для исполнения сказания, отвечающего внутреннему состоянию скази­ теля; традиционные концовки сказаний; "Длинное не укорачивал. Ко­ роткое не удлинял. Все что видел и слышал — рассказал. Мой богатырь пусть в зеллле своей живет! Счастье, удачу свою нам пусть дает" [4, с. ХП—XV, XXIX, XXXVIII]. Писала Н.П. Дыренкова и о специфике поэти­ ческой речи шорских сказителей: "Героические поэмы на той стадии, на которой мы их наблюдаем у шорцев, представляют полустихотворные, полупрозаические произведения. Обычно стихотворный текст поэмы прерывается весьма значительными вставками прозаического текста. Надо отметить, что большая или меньшая сохранность ритмики ге­ роических поэм зависит в значительной степени от одаренности и памяти сказителя" [4, с. XXXVII]. Произведения шорского эпоса Н.П. Дыренкова записывала от скази­ телей разных родов и различных сказительских школ. В комментариях она всегда называет род и местожительство сказителя: род Шор, р. Ша­ лым, верховье р. Кондомы; род Таяш, р. Кондома, ул[ус] Осинники; ро­ ды Четибер и Челей (две записи), низовье р. Мрассу, ул[ус] Томазак; род Карга, р. Мрассу, ул[ус] Акколь. К сожалению, конкретные имена в книге не называются, но в рукописях они сохранились. С привлечением этнографических, языковых и фольклорных парал­ лелей Н.П. Дыренкова поясняла и широко толковала примечательные слова, выражения и образы в текстах. А.И. Смердов во введении к сборнику "Ай-Толай" и примечаниях к текстам показал особенности различных сказительских традиций, на­ шедших отражение в исполнительской манере кайчи Ак-Мета и Мо­ рошки, а также отметил поэтическое мастерство последнего. В приме­ чаниях указано на сюжетное разнообразие шорского эпоса и особую поэтичность таких сказаний, как "Казыр Тоо", "Алтын Сом" [8]. Автору данных строк принадлежит монография, в которой рас­ смотрены тематика, поэтика и художественное своеобразие шорских сказаний [9]. Им же написан ряд статей, представляющих результаты многолетнего изучения шорского эпоса, в частности, проблем исто­ ризма эпоса, своеобразия эпического стиля и композиции, эпического стиха, особенностей кая [10—12]. * * * По имеющимся сведениям, в Горной Шории были три сказитель- ские школы: одна в Южной Шории, две в Северной — кондомская и мрасская. Традиция кая Южной Шории осталась неизученной, так как живая практика горлового пения оборвалась в годы Великой Отечественной войны. С войны не вернулись многие талантливые шорские кайчи. По словам сказителя С.Я. Байлагашева, кайчи Петр Эптегешев знал 40 наиг

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2