Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)

В.В. Радлова, в том числе шорских. Указатель вобрал в себя имена в оригинале, их перевод на русский язык, комментарии и объяснения эпитетов. Н.П. Дыренкова внесла существенный вклад в изучение устно-поэ­ тического творчества шорцев, написав введение к собранным ею тек­ стам и комментарии к нил*. Особенное внимание она уделила эпосу, указав на "поразительное сходство, доходящее иногда почти до полного тождества", сказаний народов Южной Сибири. Н.П. Дыренкова объяс­ няла его "отчасти тем, что шорцы в течение продолжительного времени находились с алтайскими и енисейскими тюрками в интенсивных эко­ номических отношениях", кроме того, она учитывала данные, позволя­ ющие предполагать "существование'древней родственной связи между отдельными родами этих народов" [4, с. XXVIII]. Н.П. Дыренкова характеризовала шорский эпос по широкому кругу признаков. Отмеченная ею острота конфликта в героических сказаниях дей­ ствительно составляет их существенную особенность, отражая социаль­ ную жизнь народа. Плодотворный подход намечен в обобщении сюжет­ но-композиционных закономерностей: борьба с противником "не прек­ ращается со смертью героя, а часто продолжается и после его смерти его сыном, племянником, каким-либо другим родственником или дру­ гом", "сказания могут включать один эпизод или звено за звеном ряд эпизодов, причем отдельные эпизоды общи для ряда поэм" [4, с. XXVII, XXVIII]. Поставлен вопрос о роли религиозно-воззренческих представ­ лений в сюжетике и образности эпоса — "о подземном мире, о злых духах-ай«а, о сверхъестественном рождении богатырей и т.д." "Это бо­ лее древний пласт героического эпоса, — писала Н.П. Дыренкова, — уходящий своими корнями в далекое прошлое". И далее: "Из глубины этого прошлого пришли все эти народные герои... Оттуда же вся фан­ тастика этих поэм, подземный и надземный миры, населенные духами и чудовищами" [4, с. XXXVII]. Конкретизируя свои оценки, исследова­ тельница говорила об отражении в эпосе мифов о "хозяевах гор и воды" (в "Кан-Кесе" герой, "войдя внутрь горы, превращается в богатыря огромного роста" и от "хозяина получает своего коня") [4, с. XIX], отме­ чала "связь жизни героя с деревом" [4, с. 382], высказывала предполо­ жение, что "представление о множественности небес или небесных слоев заимствовано, вероятно, из шаманской космогонии" [4, с. 377]. В поле зрения исследовательницы: музыкальное сопровождение (описан кай комус, "изготовляемый обычно из тала или кедра", даны рисунки его образцов из коллекции Музея антропологии и этнографии); эпи­ ческий стих (названный "белым") с присущими ему особенностями начальной и внутренней аллитерации и ритменными созвучиями, кото­ рые определяются "морфологическим строем и композицией стиха"; поэтическая изобразительность эпоса (выделена россыпь сравнений — "народ стоит, как черная тайга, скот лежит, как пестрая галька", "белый

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2