Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)

"Казыр Тоо", "Алтын Тайчи и Алтын Тана", исполненных А.И. Абокае- вым (1856—1940). Среди собирателей шорского эпоса был и С С. Торбоков (1901 — 1980) — шорский поэт, просветитель и глубокий знаток устного поэти­ ческого творчества родного народа. Он записал в стихах на шорском языке и снабдил русским подстрочным переводом более 50 сказаний. Материалы С С. Торбокова интересны еще и потому, что он сам в течение полувека исполнял эпические сказания С С Торбоков фиксиро­ вал сказания, которые сам знал с детства, и те, которые перенимал от других кайчи в зрелые годы, вплоть до 60—70-х гг. Он никогда не записывал их под диктовку, поэтому его записи более адекватны в передаче исполнительских особенностей. Записи хранятся в архивах Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории и Горно-Алтайского института гуманитарных исследований, несколько тетрадей — у составителя данного тома. В связи с тем что эти материалы не печатались и до сих пор не собраны воедино, трудно подвергнуть их точному учету. В 60—80-е гг. в Горной Шории АИ. Чудояков записал от лучших певцов тех лет П.П. Токмагашева (1906—1979), П.Н. Амзорова (1898— 1971), П.И. Кыдыякова (1908—1970), Н.Д. Тортобаева (1909— 1984), Д.К. Турушпанова (1917—1983), Е.П. Куюкова (1901—1979), Д.С. Паучинова (1913—1986), а также от современных сказите­ лей АВ. Рыжкина (1924 г.р.), М.К. Каучакова (1934 г.р.), АП. На- пазакова (1935 г.р.), В.М Карачакова (1926 г.р.) 27 произведений шорского эпоса, некоторые из них на магнитную ленту. Итак, собрано более 130 произведений шорского эпоса. Это резуль­ таты труда нескольких поколений ученых и энтузиастов (в числе кото­ рых следует упомянуть учителей 30—50-х гг.). К сожалению, из боль­ шого накопленного материала опубликовано лишь 24 произведения Изучение шорского эпоса началось во второй половине XIX в., и здесь прежде всего следует назвать статью В.И. Вербицкого "Богатыри в сказках алтайцев", в которой были широко представлены шорские сказания. В ней перечислялись основные композиционные моменты эпоса — "Происхождение богатырей", "Предсказание рождения бо­ гатырей", "Опасности, которым подвергались богатыри во чреве мате­ рей своих" (богатыри в сказаниях большей частью рождаются от престарелых родителей), упоминались и другие эпические мотивы, например: "Рост богатырей и детская сила", "Богатырские кони", "Богатырское седло", "Вооружение богатыря", "Наречение именем", "Богатырская езда", "Богатырская битва" [7] . Ценность статьи В.И. Вербицкого состоит и в том, что каждая мысль автора подтвер­ ждается фактическим материалом В 1888 г. Н.Ф. Катанов (1862—1922) — известный тюрколог, хакас по национальности, опубликовал алфавитный указатель собственных имен, встречающихся в текстах первой части южно-сибирских "Образцов" В

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2