Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)

4*'^ i ^4i i ғ i i i щ I, , ^ ^ ^ ^ У i * ^ i ^ i ) а д ^ й г р р г СГ7 . СГС/С/РР р Ш Т .IЩ i ....... и и - и - i i i . , . л . i i 1 и } i ^ iи. ^ ,гiц ии иии сг ттхги-ъi иш м Образно-смысловое значение указанных формул становится опреде- ленным только в условиях данного сюжета. Будучи вычлененными из него, формулы утрачивают свою семантику; включаясь же в другой сюжетный пласт, в друше эпическое произведение, они приобретают новый смысл. Под- тверждением этому служит сходство формулы 2 из сказания “Айдолай" с од- ной из инструментальных формул сказания “Хан-Кичегей“ в исполнении хайджи-нымахчи С.С. Кадышева [10]. Обращает на себя внимание не только единство интонационной и ритмической направленности развития ме- лодической линии инструментальных формул, но и членение соответст- вующих им вокальных тирад на тождественные ритмические сегменты. Об- щность музыкального материала свидетельствует о том, что П.В. Курбиже­ ков и С.С. Кадышев используют одну и ту же инструментальную форму- лу, причем в “Хан-Кичегее“ данная формула является основой заключи- тельного апофеоза, прославляющего героические деяния богатыря Хан-Ки- чегея. Отсюда следует, что на структурном уровне отчетливо просматривается преобладание специфики музыкального материала инструментальной форму­ лы над текстом. На семантическом же уровне, или, иными словами, в усло­ виях конкретного образно-смыслового содержания, текст полностью опреде- ляет включение в сюжетное повествование той или иной инструментальной формулы, а также сохранение или развитие ее первоначального содержания на протяжении всего эпического сказания. Эти два уровня взаимодействия музыки и текста отражают специфику хакасского героического сказания как музыкально-поэтического целого.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2