Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)

Каждый из отм е ченных вид о в инструментального тематизма исполняется в комплексе с выдерживае мы м в пульсирующем режи м е квинтовым органным пунктом (см. нотный пример 1). Его функция как ко м понента факт у ры по- вествования заключается в утверждении ладового остова. Рит м ическое офор- мление остинатной педали зависит от взаимодействия трех расположенных выше фактурных ко м понент о в: текста, вокальной партии и инстру м енталь- ной формулы. Органный пункт играет и комплементирующую роль, придавая целостност ь м узыкально-по э тическому развитию. Интонирование имеет логическую связь с творческим кредо сказите- ля, который руководствуется как традициями, знанием сюжета, так и собст- венными критериями и представлениями. Попытаемся наметить с э тих по- зиций точки соприкосновения по э тического текста, связанного с вокальной партией, и линии инструментального сопровождения. Их соотношение в “Айдолае‘%так же как и в других хакасских э пических произведениях, пред- ставлено в двух планах — структурном и семантическом ( о бразно-смысло- вом). Импровизационный характер словесн о г о текста в сказании П.В. Курби­ жекова влияет на слоговую нормативность поэтической строки, которая фор- мируется в вокальную тираду. В то же время инстру м ентальная формула ока- зывает влияние на ритмический рисунок вокальной партии. Сказитель созна- тельно регулирует взаимодействие элементов фактур ы по вертикали: импро- визируемого текста — вокальной тирады — инструментального сопровожде­ ния. Обобщающей музыкально-поэтической структурой, учитывающей осо­ бенности текста и формулы, становится именно вокальная тирада. Причем координ а ция фактурных пластов сказания происходит непосредственно в про - цессе повествования. Протяженность вербального текста может вызвать (не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2