Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)
лее важные в драматургическом отношении эпизоды сказания, опис ы ваются события и традиционные эпические ситуации, выражается прямая речь ге роев. С декламационно-повествовательным началом соотносится изложение сюжетной канвы произведения, развитие повествования. Этот тип фонации являет собой импровизированный прозаический пересказ, необходимые по- яснения и комментарии к непосредственно перед этим исполненному хаем по- этическому тексту. Наконец, речевое интонирование определяет во многом эмоциональн ы й тонус повествования, соединяясь с выразительной жестику- ляцией и возгласами сказителя. Тонированная речитация определяет связь между речевым и вокальным типами фонации, подготавливая появление лаг рингализованного интонирования — хая. В сказании “Айдолай“ присутствуют два типа инструментального тема- тизма. Назовем их соответственно основным и вспомогательным. Первый свя - зан с инструментальными интонационно-ритмичес к ими формулами, которые прикреплен ы к конкретным разделам повествования. При помощи вспомога- тельного инструментального тематизма устанавливается взаимодействие между другими типами фонации и координируется соединение проведений одной или нескольких интонационно-ритмических формул. Он подготавли- вает параллельно с тонированной речитацией включение хая в процесс по вествования, динамизирует исполнительский акт и представляет собой вре- менной отрезок, необходимый сказителю для восстановления в памяти даль- нейших эпизодов повествования, выбора музыкального материала. Это тема- тическое образование может служить вступлением к какому-либо фрагменту сказания и являться в то же время заключением. Временная протяженность вспомогательного инструментального тематизма находится в прямой зависи- мости от местоположения его в композиции произведения. Он может быть пространным, подготавливая непосредственно включение хая или же обрам- ляя совокупность проведений одной из интонационно-ритмических формул. Кратковременное его использование связано с внутриэпизодными проведени- ями. В сказании “Айдолай“ П.В. Курбижекова вспомогательн ы й тематизм дифференцируется в функциональном отношении на вступительный, связу- ющий и заключительный (нотный пример 6). Их общность подчеркивается наличием синкопированного (с нивелированием в мелосе сильной доли) рит- мического рисунка, а к центированием терцового тона (звук “фа“) и его опе- ванием смежными звуками (“ми-бемоль“ и “соль-бемоль“), выступающими поочередно или одновременно. 8. ^ М М М /1-300 ...i р ё i Ш 1 1 К ] Л ] , М _ ] i _ . и и i i и i . н i i Л . - с л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2