Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)

кульминации замедляется темп, развитие переходит к заключительному эта- пу, для которого характерным признаком становится утверждение главенства основного тона (в данном случае звука “ре-бемоль“). Следует отметить боль- шую вокализацию на начально м и заключител ь ном этапах, в то время как средний раздел приближается (но не тождествен) к речевому интонированию. В целом же данная структура тонированной речитации является в сказании “Айдолай" основной. Два других ее вида могут существовать как самостоя- тельно, так и в качестве компонентов вокально-речевой эпической фонации (нотный пример 4 а, б ). Инструментальное сопровождение представлено в сказании целым ком- плексом мелодических формул, в основе которых лежат вар ь ируемые инто- национно-ритмические структуры. Их звуковысотный диапазон определяется шкалой настройки инструмента, которая у П.В. Курбижекова традиционна (нотный пример 5) [72 ]. Заметим, что в зависимости от вокаль н ых данных исполнителя (типа г олоса, удобной для ларингализованного пения тесситуры) абсолютная высота звукоряда может меняться. П.В. Курбижеков так же, как и другие хайджи-нымахчи, придает каж- дому типу фонации конкретную функциональную нагрузку в процессе дли- тельного развертывания эпического действия. Хаем подчеркиваются наибо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2