Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)

В ка ч естве уст ой чивого инв а рианта высту п ает членен и е композиции ти- рады н а три части: э к спо з иционную, развивающую и каденционную. В каж- дой части выделяетс я совм е щение двух периодически чередующихся между собой ритмиче ск их сф е р. Первая характеризуетс я выдержанно й длительно- стью, вт о рая — организацией в ритм о фразы сравнительно мел к их длител ь - но с т е й. Соотношение ритмич е ских участков устойчиво, изменения касаются лишь временнöй и количественной характеристик слогонот. Менее всего эти изменения свойственн ы каденционному разделу вокал ь ной тирады. На вы- держанных в ритмич е ском отношении участках возможно усложнение те м - бральной структуры хая и возникн о в е ние кратковременных призву к ов, свя- занных с особы м механизмом распевания (интонирования) гласных фонем. Заметим, что данно е явление существу е т в специфических формах в горловом пении других тюркоязычных народов. У якутов аналогичные призвуки — кы- лысахи — возни к ают паралл е льно с рас п еванием словесного те к ста [5 ]. У хакасов призвуки т ож е связаны с поэтическим текстом, имеют орнаменталь- ну ю функцию и явля ю тся резул ь татом включеңия одного из дополнительных компонентов хая в процесс интонирова н ия. Важно е значение в сказании “Айдолай“ имеют также р е чевые эпизоды, в которых не только дается информация, но и подчеркивается возвышенный характер с амого повествовани я . Они у П.В. Курбиж е к о ва имеют особые вер- б а льно-фонетические признаки. Эт о , в первую очередь, омел о дизированн о сть произносимого словесного текста, наличи е интонационных под ъ емов и спа- дов, придающих р е чи характ е р волнообразн о го развития. Звуков ы сотный ди- апазон не превышает обычно интервала квинт ы . Внутри же каждого вербаль- ного построения звуковысотные отношения не дифференцированы. В анализируемом произведении встречается и так называемая тониро- ванная речитация, используемая как аналог быстрог о говорения. Этот испол- нительский прием обозначен у П.В. Курбижек о ва строго о п ределенными зву- ковысотными параметрами: а)мелодическая формула, построенная на основ- ном тоне; б)мелодическая формула с чередованием верхнего квартового и квинтового тонов с последу ю щим возвращением к основному тону; в)речи- тирование преимущ е ственно на квинтовом тоне с кратковременн ы м “охва- том“ интонационной зоны нижележащего с о седнего тона (нотн ы й пример 4). Аналогичный тип тонированной речитации существует в фольклоре яку­ тов и определяется народн ы м термином чабыргах. Особенности его связаны, как правило, с интонированием двух соседних звуков. Якутский сказитель произносит за короткий отрезок времени достаточно большое количество вы- сотно упорядоченных звуков. Каждый звук при этом соответствует опреде- ленному слогу импровизируемого словесного текста. В организации же ха- касск о й тонированной речитации-“скороговорки“ есть свои особенности (нот­ ный п ример 4 б). Относительно устойчивая метроритмическая пульсация на квинтовом тоне свойственна начал ь ному этапу речитации. Середина ее свя- зана, как правило, с ускорением темпа речитирования. За счет смещения ак- дентов усложняется ритмич е ский рисунок. Отсюда — нарушение метриче- ской пул ь сации и установление свободного ритмического развития. В момент

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2