Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)
Хайджи-нымахчи П.В. Курбижеков является одним из наиболее ярких ха к асских сказителей. В героическом сказании “Айдолай“ он проявляет при- сущий ему талант композитора и исполнителя-интерпретатора, поэта и му- зыканта, певца и инструменталиста. Особенностью его художественного ме- тода является творческое осмысление и воспроизведение ранее созданных и ставших традиционными сказаний, а также создание новых сюжетов [50, с. 9]. Сказ и пение П.В. Курбижекова отличаются эмоциональной вырази- тельностью, особенно в развитии сюжета эпического произведения. Повест- вуя о героическом прошлом хакасского народа, он очень точно оценивает со- циальные и нравственные мотивы поведения персонажей сказания. Хайджи- нымахчи использует при этом особую манеру вокального звуковыраже- ния — хай, принципы организации поэтического текста, определенный набор мелодий и средства их драматургической реализации. У П.В. Курбижекова, как и у других хакасских исполнителей, хай в алыптых нымахах нераз- рывно связан с чатханом — се м иструнным щипковым инструментом се- мейства цитр (существуют также девяти- и одиннадцатиструнные чатханы), на котором воспроизводится комплекс мелодических наигрышей. Процесс развертывания сюжета героического повествования П.В. Курбижекова в “Айдолае“ представляет собой чередование и в различных комбинациях со- поставление хая, речи и инструментальных наигрышей. Из этого следует, что исполнение алыптых нымахов предполагает многослойную структуру (см. нотный пример 1 ). 4 заказ № 92 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2