Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)

МУЗЫКА АЛЫПТЫХ НЫМАХА Целью настоящей работы является попытка дать представление о музы- кальной специфике эпоса хакасов — одного из древнейших народов Сибири. Фонограмма публикуемо г о в данном томе героического сказания “Ай-Хуу- чин“ в исполнении известного хайджи-нымахчи Петра Васильевича Курби- жекова не сохранилась. В связи с этим возникает необходимость характери- стики исполнительского стиля сказителя на осйове анализа нотированньiх фрагментов другого героического сказания в его же исполнении: “Чарых кöк атты ғ Айдолай“ — “Богатырь Айдолай на Светло-сивом коне“ (фонограм- архив Хакасского республиканского комитета по телевидению и радио- вещанию, инв. № IX). В работе используются также наблюдения и выводы, сделанные в процессе изучения эпического творчества С.С. Кадышева — сы- на знаменитого в Хакасии хайджи-нымахчи Семена Прокопьевича Кадыше­ ва. Заметим, что ценные наблюдения о музыкальных особенностях эпоса ха­ касов были сделаны в 40—50-х годах (на основе нотной расшифровки корот- ких отрывков героических сказаний) композитором и фольклористом Хака­ сии А.А. Кенелем. Однако сказания характеризуются в его трудах лишь в са- мых общих чертах [33]. В настоящее время записью музыки песенно-пове- ствовательного фольклора и ее изучением занимается А.К. Стоянов [71 ]. Важные наблюдения по выявлению физиологии горлового пения хакасов, а также алтайцев и тувинцев сделал Б.П. Чернов. Болыпую ценность представ- ляют результаты исследования им и фониатром В.Т. Масловым “сольного двухголосия“ , образуемого посредством одновременного соединения голосо- вых связок и вестибулярных складок [80 ]. В публикации А.А. Асиновской из- ложены результаты изучения системы внутри- и междужанрового взаимодей- ствия видов песенно-повествовательного творчества, что позволяет устано- вить историческую преемственность типов фольклорной деятельности хака­ сов [9 ]. В 80-х годах А.А. Асиновской и автором этих строк была предпринята попытка изучения на основе целостной нотной расшифровки и комплексного анализа героического сказания “Хан-Кичегей“ в исполнении С . С. Кадышева средств создания крупномасштабной композиции эпического повествования [Ю].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2