Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)
В варианте П. Курбижекова Хан-Мирген и женится три раза (на Алып- Хан-Хыс, Ах-Чибек-Арыг и Кюн-Арыг). Традиция троекратности сохраняет- ся и в изображении богатырской гордыни Ай-Хуучин. Она трижды бросает вызов богам, причем с каждым разом нарастает степень восхваления себя: первый раз заявляет, что чуть-чуть слабее семи Чайаанов и почти равная по силе семи Ирликам; второй раз утверждает, что, пожалуй, равна верховным семи Чайаанам и трижды превосходит богов подземного мира — семь Ирли- ков; а в третий раз с уверенностью говорит, что трижды превосходит верхов- ных семь Чайаанов и в семь раз — семь Ирликов. Прослеживается указанная традиция и в изображении спора небесных богов между собой: Ай-Хуучин слышит голоса трех верховных богов — главного бога, одного из рядовых творцов и младшего из богов. В обращении богатырки к небесным и подземным богам используются прием бинарной оппозиции, о котором уже говорилось, и контраст, например: Хан-Мирген, горячий свой пот смахнув , Холодный свой пот утирает. (ст. 913—914) Бинарные оппозиции в сказании “Ай-Хуучин“ разнообразны. Противо- поставляется желаемое и несостоявшееся: В том месте, где думает он: “Увижу", — Увидеть не может, В том месте, где думает: “Догоню“, — ДогнатЬ не может. (ст. 827—830) Находим оппозицию по вертикали: Следов храбрейшего из зверей нет — Н е видно, чтобы в землю ушел, Н е видно, чтобы в небо поднялся. (ст. 867—869) Изображается противоположность свойств: Н ерасходившийся белый туман Из-под их ног расходился, Неподнимавшиеся синие туманы И з-под полы поднимались... (ст. 896—901) Нередко встречаются примеры вариативно-семантических повторов: Тот, кого она убивает, Снова не возрождается, Т от, кого она губит, Вновь не поднимается. (ст. 1645—1648)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2