Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)
Жар проникает до самых легких и сердца богатырки, после чего она раскаивается в своей гордыне и дает клятву подобное не повторять. После освобождения место ее казни зарастает белой и зе- леной травой. На обратном пути домой Ай-Хуучин видит свои прежние огромные следы и следы своего коня и догадывается, что боги наполовину сократили ей и коню силы. В варианте П. Ульчугачева сюжета вызова богам совсем нет. У П. Курбижекова к богатырским деяниям Ай-Хуучин отнесено посвящение ею в богатыри детей Хан-Миргена, возвращенных домой из плена. В третьей части произведения, которая повествует о третьем поколении богатырей, у П . Курбижекова значительное место еще занимают поездка на войну и подвиги Ай-Хуучин, со- вершаемые вместе с родственниками и друзьями. Она ведет битву с собравшимися против нее всеми врагами, которые были оживлены. Сначала героиня терпит поражение, а затем побеждает. Сцены войны сменяются картинами путевых приключений богатыря Алтын-Иргека, младшего сына Хан-Миргена, выехавшего на помощь к Ай-Хуучин. Его убивает Хыйан-Тёнгис-Хан, затем оживляет девушка Килинг-Арыг, сестра богатыря, убившего его. Алтын-Иргек доставляет ее до мой как суженую и вновь едет на помощь к Ай-Хуучин. Младшая дочь Хан- М иргена по имени Ай-Чарых возрождает могучие силы Ай - Хуучин, от- нятые богами, благодаря чему сорокалетняя война заканчивается победой Ай-Хуучин над демо- нами. В варианте С. Кадышева в этой части много волшебных мотивов. Война длится только две- надцать лет. Повествуется о том, как потерпевшая поражение Ай-Хуучин заточена в горящий каменный дом. Богатырка в нем не горит, а тлеет. Сын Хан-Миргена, носящий здесь имя Ай- Суулазын, гибнет на пути к Ай-Хуучин, но его оживляет девушка Ай-Арыг, летевшая со своей подругой в образе двух пестрых гусей. Она и становится его суженой. Силы Ай-Хуучин здесь возрождает другая сестра Ай-Суулазына — Торгай, но средство для этого получает через Ай-Суулазына от своей младшей сестры, некогда исчезнувшей сразу после рождения. Она ласточкой прилетает в родительский дом и бросает белый платок с тремя узлами, в которых находятся силы Ай-Хуучин. Торгай берет у Ай-Суулазына белый платок, с его по- мощью оживляет богатырку. Сама же улетает с этой земли, чтобы жить в чистейшем месте, где вечное лето. Возрожденная Ай-Хуӱчин вместе с родственниками уничтожает всех врагов и возвращается домой. Торгай изображается нетерпеливой, готовой уничтожить все родительское владение, если на ней не женится сын Ай-Чарых-Хана Алтын-Теек. Последний приезжает ее сватать и получает ее в жены. Свадебные пиры и эпизоды заключительной части первых двух вариантов традиционны для г ероического эпоса: герои оставляют свои воинские дела — во владении воцаряется мирная жизнь. Ханом народа во владении становится сын Хан- М иргена Алтын- И ргек — у П. Курбиже кова, Ай-Суулазын — у С. Кадышева. Вариант П. Ульчугачева в третьей части значительно короче предыдущих. Здесь смещен эпизод смерти страшноликой Хыс-Хан — это происходит позднее, чем в других вариантах. Зна чительное место отведено лирике, в частности плачу по ушедшей из жизни Хыс-Хан, затем по дочери Хан-Миргена и Алып-Хан-Хыс, названной Харачхай-Арыг, которой богом определено жить как безвинному, чистому существу вдали от людей, на далеком хребте Ах-сын. Родные про- вожают ее, прощаясь навсегда. Т аковы вкратце сходство и различие вариантов произведения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2