Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)

него героическая биография девочки-богатырки обогащена эпизодом схватки ее на хребте Ха­ ным-сын с богатырем Хыйга-Чиченом, преследующим двух безвинных птиц Хан-Кирет, добыв- ших трехсуставную белую целебную траву для оживления погибшего в бою Юон-Тёнгиса, друга и шурина Хан-Миргена. Ай-Хуучин пускает в него стрелу, уничтожает его, а останки врага бро- сает в великую реку Ханым-талай. Полно и последовательно описываются П. К урбижековым переживания Ай-Хуучин, на­ пример, смятение девочки-богатырки: почему она, дитя коней, родилась человеком и где ей жить — среди коней или людей. Ее успокаивают отец-конь и Хыс- Х ан. В традициях героики здесь изображается облачение богатырки в воинские доспехи: панцирь ее “живой“, сам по себе накаляется и сдавливает тело, чего нет в других вариантах. Во второй части богатырского сказания во всех вариантах центральное место занимают ге- роические подвиги Ай-Хуучин, совершаемые ею часто вместе с Хан-Миргеном, у П. Курбиже­ кова и П. Ульчугачева — в подземном мире, у С. Кадышева — в низинах земли. Эти подвиги связаны с похищением двойни у Алып-Хан-Хыс и Хан-Миргена, с поисками и возвращением детей домой, с борьбой с чудовищами-врагами. Подземный мир изображается в традициях древнего эпоса: путь туда лежит через проход- отверстие в земле (чир тӱндӱгi ) в виде пасти, которая рассекает пополам каждого прыгающего туда. Ай-Хуучин у П. Курбижекова очищает тюндюк земли от уже погибшего чудовища-жен- щины и расширяет его концом копья. А у П. Ульчугачева тюндюк прикрывает собою демони- ческий богатырь Халданг-Тооту, которому Ай-Хуучин отсекает руку, а затем мечом же рассекает его тело. П. Ульчугачев подземные подвиги Ай-Хуучин рисует в рамках эпической архаики: среди убитых ею врагов — Хара-Хана, Чирис-Мёке, Хучин-Мёке — был самый опасный Чир-Хан, т.е. Хан Земли, с коровьими ногами, бычьей головой, с торсом мужчины, с глазами, расстав- ленными на шесть аршин. Ударив его о землю, Ай-Хуучин почти прогибает землю, а небесная “дверь“ от удара открылась и остановилась. В соответствии с древнейшей традицией здесь дается и другой подвиг героини в царстве мрака: она освобождает из чрева чудовища Кир-палых проглоченное им тело Хан-Миргена, а затем оживляет его волшебством. Лишь у П. Курбижекова содержится рассказ о хромой рабыне. У других этого персонажа нет. Во всех трех вариантах Хан-Мирген готов скорее принять смерть от рук Ай-Хуучин, чем жениться еще, да к тому же на демонических женщинах. У С. Кадышева две демонические женщины предстают перед взором Ай-Хуучин в образе красивой двуглавой девушки, сидящей на медном курганном камне (чис обаа ), являющемся “пу- пом“ земли. Распознав их с помощью Хан-Миргена, Ай-Хуучин разбивает двуглавую девушку о медный курганный камень. У П. Курбижекова также есть этот эпизод, различие в том, что арена действия у первого — подземный мир, у второго — низины земли. Последнее есть результат позднего переосмысления образа подземного мира, его приближенность к реальности. Но в ни­ зинах земли также нет ни солнца, ни луны. Не совпадает в вариантах имя богатыря-злодея, просящего у Ай-Хуучин помощь. У П. Кур­ бижекова он — Алып-Хусхун, у С. Кадышева — Хыйан-Тёнгис. Первый за совершенные зло- деяния лежит в топи подземного мира, второй прикован к скале в низинах земли. Одним из важнейших эпизодов героической биографии Ай-Хуучин в первых двух вариан­ тах является вызов, брошенный ею в состоянии опьянения небесным богам Чайаанам и богам подземного мира, проявление самоуверенности и гордыни, и ее последующее наказание. У П. Курбижекова богатырка трижды бросает вызов, сначала сравнивая себя с богами, затем к ним приравнивая себя, а после — утверждая свое превосходство. По воле небесных богов на нее наде- вается раскаленный обруч, а на коня взваливается четверть тяжести земли и неба. Но благодаря заступничеству младшего из богов, котöрый сотворил ее, Ай-Хуучин отпускают домой. • У С. Кадышева здесь иные интерпретация и детали. Например, вызов богам, хотя и явля­ ется следствием опьянения, но брошен ею в другой ситуации — на пути к Ай-Чарых-Хану на хребте Тастыг-сын, а не в доме во время пиршества, как у П. Курбижекова. В наказание Ай- Хуучин сначала подхвачена железными крюками, затем на нее надевается раскаленный таган.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2