Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)

как она работает день и ночь, отдавая много сил охране чурта и сдерживанию порочных на- клонностей Хан-Миргена. В варианте С. К адышева Хан- М ирген восхваляется с самого начала. Если у П. Курбижекова Хан-Мирген трижды просит разрешения жениться, а троекратность в традициях эпоса, то у С. К адышева это происходит пять раз, чем в традицию вносится дис- гармония. Ульчугачевский вариант интересен в этой части лирическими воспоминаниями Хыс-Хан о своем отце Алып-Хане, который бьш добрым ханом и великим богатырем — защитником на­ рода. В о всех трех вариантах воинственная Алып-Хан-Хыс становится женой Хан-Миргена по воле страшноликой Хыс-Хан, но прямая мотивировка этого сохранена лишь у С. Кадышева: “На­ до на ней жениться, пока не напала на нас войной и не разрушила наше владение". П. Курбижеков художественно ярко, в лирических тонах описывает полую скалу Ах-Хайа как усыпальницу-склеп для самых знатных членов рода и их коней. Это описание занимает более 300 строк, тогда как у С. Кадышева — чуть более 170 и в несколько иной традиции. У него нет скалы Ах-Хайа, хотя есть и священное дерево, и кукушка. У С. Кадышева скорее не склеп, а потайное место на хребте Кирим-сын. Когда кукушка начинает куковать, в небо вздымается гор- ная бело-сизая вершина (агыл-кöгiл тигей ) , открывая белый каменный гроб. После захоронения горная бело-сизая вершина от кукования кукушки вновь опускается с неба и, закрыв собою гроб, уходит в землю. На месте бело-сизой вершины вырастают белые и синие цветы. Кадышевский вариант, несомненно, по-своему интересен в этой части, но описательные моменты в нем в боль- шинстве случаев не развернуты. Разнобой в вариантах имеется как в именах, так и в количестве жен Хан-Миргена. Если у первых двух сказителей Хан-Мирген женится трижды, то у П. Ульчугачева — два раза, т.е. традиция троекратности нарушена. У П. Курбижекова суженой является только девушка Кюн-Арыг, дочь Кюн-Хана. Но на ней он женится после женитьбы на Алып-Хан-Хыс, которая и открывает ему, кто его суженая. Алып-Хан-Хыс становится женой Хан-Миргена по расчету его старшей сестры, а третью жену — Ах-Чибек-Арыг ему самовольно привозит Ай-Хуучин. Самовольная добыча жены для Хан- М ир- гена подается как ее озорство, вызванное стремлением его проучить. В варианте С. Кадышева подобные действия Ай-Хуучин — лишь ее прихоть: привозит Хан- Миргену в жены девушку Ай-Арыг только потому, что ей хочется продлить свадебное гуляние, начатое с женитьбы на Алып-Хан-Хыс. Ради этого же Ай-Хуучин заставляет его жениться третий раз — на девушке Толай-Пурухан, привезя ее сама. Мотивы трех жен в варианте П. Курбижекова последовательно сочетаются с повествованием о деяниях, участии в войнах разных детей Хан- М иргена, тогда как у С. Кадышева и П. Ульчу­ гачева роли младших жен (или жены) совсем не раскрыты. Мотив невозможности для Ай-Хуучин есть конское мясо раскрывается наиболее полно так­ же у П. Курбижекова. В кадышевском варианте его нет, а у П. Ульчугачева он дан лишь одним штрихом: из поданных блюд богатырка-девочка ест все, кроме конского мяса. Героическое детство будущей Ай-Хуучин несколько различно, но во всех вариантах отне- сено к первой части произведения. Например, у П. Ульчугачева мотив чудесного рождения ча- стично сочетается с натуралистической картиной самого рождения огненноглазого жеребенка и девочки у Пего-соловой кобылицы и Бело-буланого жеребца, наблюдаемой страшноликой Хыс- Хан. Она слышит, как девочка говорит о красоте реки Ханым-талай, воду которой ей предстоит пить, видит, как любуется она родной природой, и другие ее переживания. Подробно изобра- жается приход девочки во дворец. Войдя, она не здоровается. Девочка босая и голова у нее не покрыта, плечи прикрыты хырной белесого цвета. Пригласив девочку за стол, Хыс-Хан угощает ее лучшими яствами. У П. Курбижекова и С. Кадышева эпизода самого рождения Ай-Хуучин нет. Ее происхож- дение устанавливается Хан- М иргеном: пойдя по ее следу, Хан-Мирген видит, что эта девочка и жеребенок с двух сторон сосут одну и ту же кобылицу. У С. Кадышева кратко дается героическое детство Ай-Хуучин. Перед появлением в ханском дворце, еще только успев родиться, девочка- богатырка заканчивает войну, уничтожив на горном хребте врагов, пытавшихся в отсутствие Хан- Миргена разрушить чурт. У П. Курбижекова об этом только намекается в двух строках. Но у

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2