Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)
Часть III. Повествование о сыне Хан-Миргена — Хан-Тёнгисе 1. Поездка Хан- Т ёнгиса за суженой. 2. Сборы и уход Харачхай-Арыг, дочери Хан-Миргена и Алып-Хан-Хыс, жить на хребте Ах-сын по велению бога. 3. Возвращение Хан-Тёнгиса с суженой Чечек-Арыг. 4. Торжество мирной жизни на земле Хан-Миргена. Таким образом, в варианте П. Курбижекова I часть условно состоит из 11 эпизодов или звеньев, II — из 24, III — из 11; у С. Кадышева соответственно из б, 18, 14; у П. Ульчугачева — из 8, 24, 4. Можно сказать, что по “звеньевому" составу варианты более или менее близки между собой, лишь у П. Ульчугачева III часть заметно короче других, у С. Кадышева — I. Т ем не менее ва- риант П. Курбижекова почти вдвое превышает объемы двух других. Это объясняется в основном большей художественно-поэтической наполняемостью описательных частей, искусным владени- ем композицией, вообще наиболее богатой поэтической традицией. У П. Курбижекова, как и у П. Ульчугачева, очень короткий зачин — восемь строк, он слу- жит условной “датировке" событий, которые относятся ко времени после первоначального об- разования Земли, точнее — к эпохе меди, т.е. к тагарской эпохе, когда медь играла большую роль в хозяйстве. У С. Кадышева зачин чуть длиннее (11 строк) и эпическое время — эпоха “первотворения" Земли, роста деревьев. У П. Курбижекова и П. Ульчугачева ханом-правителем выступает страшноликая Хыс-Хан, причем у второго в дальнейшем ее младший брат Хан-Мирген посвящается в богатыри и ему передаются функции хана. У С. Кадышева Хан-Мирген с самого начала назван ханом, хотя этих функций на деле не выполняет. Все три сказителя по-разному рисуют страшноликость Хыс-Хан. Конкретнее, ярче всего это раскрыто П. Ульчугачевым. П. Курбижеков: глаза у нее лишь с ячмень, нос толщиной с нитку, рот открыт до самых ушей. С. Кадышев: нос редькой, лицо корявое, как чашка, сделанная из сучка. П. Ульчугачев: черные радужки глаз очень маленькие, большую часть глаз занимает белое глазное яблоко, будто смотрит не зрачком, а белком глаз; очень плоская переносица, будто ее нет совсем, а ноздри большие, зияют трубой; большие и толстые губы, как у коровы; ходит гу- сыней, переваливаясь с ноги на ногу, при этом руки закладывает назад, за спину. Во всех вариантах перед кончиной Хыс-Хан обнаруживается, что ее страшноликость есть не что иное как маска, которую она носила пожизненно, у П. Курбижекова — скрывала свою чарующую красоту от возможных женихов-претендентов. Из трех вариантов лишь в кадышев- ском нет мотивировки ношения ею маски. У П. Курбижекова и П. Ульчугачева мотивировки сходны — маска должна скрыть дивную красоту. Рожденной для богатырской миссии, Хыс-Хан пришлось ограничить себя охраной своего чурта , воспитанием младшего брата — сироты Хан- Миргена, а затем и Ай-Хуучин. Действительным ее именем было Ай-Чарых. У П. Ульчугачева содержится и дополнительный эпизод — приезд к страшноликой Хыс- Хан ее суженого, богатыря Ай-Салги, скитающегося в поисках ее. Ай-Салги изображается в тра- дициях богатырей (богатырок) чудесного рождения — он родился внутри скалы Ах-Хайа готовым к воинским подвигам, в доспехах. Ай-Хуучин, приняв за оскорбление его обращение к Хыс-Хан со словом “страшноликая", уничтожает его. У П. Курбижекова и П. Ульчугачева Хыс-Хан владеет тайнами мира, знает языки всего сущего на земле. Во всех -трех вариантах Хыс-Хан — добрая и мудрая наставница младших. Причем по до- стижении ими совершеннолетия она не вмешивается в их дела. В курбижековском варианте значительное место отведено повествованию о взаимоотноше- ниях Хыс-Хан с ее младшим братом, предающимся мечтам о женитьбе, безделью, в то время
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2