Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)
женная (хомай пӱдiстiг ).Народ характеризуется как прекрасноглазый (ха- рағы сiлiг ), богатырь — с крепкими скулами (хатығ наахтығ ); конь его — с крепкими копытами (хатығ туйғахтығ); степь — белоковыльная (ах öлеңнiг); скала — красная ( хызыл ), девятигранная (тоғыс хырлығ); туман — белый (ах), нерасходящийся ( ачылбас) или синий ( кöк), неподни- мающийся (кöдiрiлбес). Удивительно разнообразны в эпосе хакасов масти коней, как и у алтай- цев, тувинцев, шорцев, что связано с развитым коневодством у их предков в условиях Ю жной Сибири. Характерно выделение тончайших оттенков: кро- ваво-рыжий (хан позырах), пего-саврасый (ала хула), темно-бурый (хара кӱрең), бело-буланый (ах ой), серо-голубой, небесного цвета (тигiр öö кöк пора) и т.д. Масть коня одновременно и его кличка, подобно тому, как та или иная характеристика героя (героини) является составной частью его име ни. В этом проявляется один из признаков выработанной в веках единой по- этической системы эпоса, где все согласовано. Эпическому повествованию присуща ретардация, которая осуществляет- ся путем троекратного повторения какого-то действия. Например, опис ы ва- ются три ночных бдения страшноликой ханши-богатырки, во время которых она вслушивается во все шорохи, шумы и звуки окружающего мира, охраняя свое владение от возможных вражеских происков и нападений. Эти сцены да - ются с нарастающей напряженностью, что создает остроту ситуации. В пер- в ы й раз Хыс-Хан ничего не слышит, во время второго бодрствования стано- вится свидетельницей конфликта из-за ее богатств между ящерицей и лягуш- кой. В третью ночь Хыс-Хан подслушивает разговор о ней воронов, пролета- ющих по небу. Здесь налицо прием древней поэтической системы — оппо- зиция противоположностей. Этот поэтический прием широко использовался древними тюрками в их письменной поэзии22. В данном случае мы имеем двойную бинарную оппозицию. С одной сторон ы , это земля и ползающие по ней твари, с другой — небо и в нем летающие птицы. Вместе взятые, они создают картину всеохватности жизни, наполненности разнородными явлениями бытия. Повторяемость дей ствия создает ощущение неотвратимости надвигающейся опасности. Кон- трастом же достигается яркая изобразительность. Хан-Мирген также трижд ы просит старшую сестру назвать ему суженую, разрешить жениться. Первые два раза она отговаривает его от женитьбы, считая еще незрелым. В третий раз, после свершения им первого воинского подвига она называет ему Алып-Хан-Хыс. Если у П . Курбижекова традиция троекратности сохраняется прочно, в варианте С. Кадышева, напротив, она часто нарушается, причем без всякой необходимости. Например, в его вари анте Хан-Мирген пять раз просит сестру назвать ему суженую и узнает ее имя только после пятого раза. Это нарушает стройность композиции и вносит элемент небрежности в повествование. 22 Система бинарной оппозиции в древнетюркской поэзии исследована известным тюрко- логом И . В. Стеблевой [69, с . 219—222].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2