Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)
Зачин “Ай-Хуучин“ состоит всего из восьми стихотворных строк, и со- бытия относятся к древности — эпохе, “когда находили медь“ , что конкретно вряд ли соотносится с самим содержанием эпоса, в целом значительно более позднего. Для поэтики алыптых нымаха характерно обилие постоянных эпите- тов. Они подразделяются на простые и сложносоставные, что служит одним из признаков высокой развитости поэтического стиля. Например, богатырка (богатырь) — могучая(ий), бесстрашная(ый) (изебi чох ), неукротимая( ы й), храбрейшая(ий) (пöгiмi чох). О героях и персонажах говорится “достой- ный(ая)“ (чахсы), независимо от конкретной их характеристики. Стол — зо- лотой ( алтын ); дворец — белый, красивый (ах ) ; скот — выпасной (ха- дарған), хороший, благодатный (чахсы), а также очень многочисленный (ха- ра сӱреелiг); река — великая ( талай), степь — широкая (улуғ), песчаная ( хумнығ), белоков ы льная (ах öлеңнiг); чаша — узорная (ала); рот (коня) — оскаленный (чар). При этом один предмет может иметь несколько постоян ных эпитетов. Простые эпитеты рисуют объекты окружающего мира как зна- чительные, яркие, дифференцированные, со свойственными им устойчивыми качествами. В большинстве случаев они носят оценочный характер, поэти- зируют лучшие качества или дают идеальные представления о предметах. На пример, “золотой стол“ вовсе не означает, что стол изготовлен из золота. Это высшая степень поэтизации — следствие священного отношения к обильно накрытому ханскому столу, проявление мечты нередко голодавших людей о сытной, вкусной еде. Богатыри-воины изображаются достойными, могучими представителями своего народа. Эпитет (ир) чахсызы — “достойнейший (из мужей)“ — вы- работанное народом в рамках этикета обращение и идеальное представление народа о богатырях, связанное с желанием видеть их таковыми. Кони бога тырей — это быстрые, крепкие, выносливые скакуны (аран чула ат). В эпосе почти все изображается крупным планом, гиперболизированно; мощь богатырского скакуна и его размеры пропорциональны: наиболее мо- гучий конь наделяется девятисаженной длиной (тоғыс хулас суны), что, несомненно, далеко от реальности, хотя он пород ы аран чула. Древние ха- касы, как известно из их истории, специально разводили породистых скаку- нов. Очевидно, эти-то скакуны и описываются в алыптых нымахах под на- званием аран чула ат. Менее могучие кони определяются в эпосе как алты хулас суны — “шестисаженные“. Встречаются кони даже величиной с прутик (хаал су ны) — пример литоты. Жилище богатыря-хана, богатырки-ханши — всегда белый дворец (ах пайзаң). Это символ красоты, чистоты, благородства и богатства в эпосе. На- оборот, черный цвет часто символизирует зло, мрак, нечисть, опасность. Широко представлены сложные или сложносоставные постоянные эпи теты, нередко они имеют три компонента. Это говорит о многогранности ху- дожественной характеристики как людей, так и окружающих их предметов. Например, героиня Хыс-Хан — страшноликая (чабал сырайлығ), худо сло
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2