Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)

нетюрк с кой пис ь менной поэзии [70 ]. У всех т ю ркских народов Саяно-Алтай- ского нагорья, в частности у предков хакасов, общественная, хозяйственная, культурная жизнь была типологически сходной на протяжении многих веков. Хотя у нас нет прямых исторических данных, с ув е ренностью можно говорить о ш ироком функционировании института советников — это есть как в на- родном эпосе хакасов, так и в письменной эпической поэзии древних тюрков. Причем “Ай-Хуучин“ не единственное тому подтверждение. Образ советника при хане-правителе есть и в “Алтын-Арыг“: у Чибетей-Хана, наследственного хана-правит е ля в своем чурте, советником является Хулатай. Хотя Ай-Ху­ учин не всегда выступает как советница, но ее влияние на Хан-Миргена — это тема того же советника. В “Памятнике в честь Тоньюкука“ [52, с. 65—70 ] мудрый Тон ь юкук б ы л советником при наследном властителе, участвовал вместе с ним в военных походах, одерживал победы благодаря своей мудрости20, Эти параллели между фольклорным и письменным эпосом тюркоязычных на­ родов говорят об определенных связях двух видов художественно-поэтиче - ских культур. Тема советника может быть основой датировки “Ай-Хуучин“. Сходство, однако, отмеченными чертами не ограничивается. Типологическая общность заметна в мифологической и поэтической системах героического эпоса тюркоязычных народов и древнетюркской письменной поэзии [69, с. 213—226 ]. “Ай-Хуучин“ показывает влияние уже в ту пору развитого на- родно г о эпоса на письменную эпическую поэзию. * * * Художественно-поэтические особенности “Ай-Хуучин“ характерны для всего жанра героического эпоса хакасов. Специфика устного исполнения обычно заставляет сказителя, как замечено выше, начинать свою импрови- зацию с овладения вниманием слушателей, для чего он, наигрывая на чат- хане, возглашает: “Эй-ии...и!“ Этот возглас, предшествующий зачину вся- кого алыптых нымаха у лучших сказителей, собирателями обычно в тексте не фиксируется. Зачины типовые, но в них отчетливо проявляется и вариативность — они бывают короче или длиннее. Кроме того, они могут отличаться в определении эпического времени: то как эпохи первотворения, то как эпохи, наступившей после первоначального образования Земли и Вселенной. Зачин — это элемент художественно-поэтического обрамления воспеваемых событий. В заключи- тельной части алыптых нымах замыкается концовкой, в которой как б ы подводится итог всех событий, войн, жизни героев одного, двух или трех по- колений. В каком чурте начинаются события, там же они и завершаются, хотя их развитие и происходит в разных местах солнечного, подземного миров или низин земли. В заключительной части (концовке) жизнь продолжает уже новое, молодое — второе или третье — поколение21. 20 Тоньюкук к тому же был бессменным советником не только у Биль г я-кагана, но и у его отца Эльтиреш-кагана [52, с. 69]. 21 Подробнее о зачинах см.: [50, с. 42—53].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2