Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)
2649 — Старшая сестра Хан-Миргена (Хан Миргеннiң чачрзы) — Х ан-Хыс, обращаясь к Хыс-Хан, своей золовке, не называет ее по имени, так как по обычаю невестке или зятю строго запрещалось называть по имени всех старших родственников и родственниц мужа или жены. Поэтом у невестка или зять называли и х по родству с мужем или женой, например, “старшая сестра того-то“ или “мать того-то“ и т.д. Не называть по имени означает проявлять к указанным родственникам почтительное отношение. 2720, 2724 — Пего-саврасый у него надежный, / ...Милая младшая сестра у него надежная (Ала хулазы iзестiг, / ...Ирке туңмазы iзестiг) — речь идет о богатырских и нравственных качествах Ай-Хуучин, у которой конь тоже под стать хозяйке. 2806 — В течение жизни трех поколений (ӱс тöлге теере) — определение продолжи- тельности жизни персонажа жизнью трех поколений людей в хакасском эпосе является одним из традиционных. Т ак долго в эпосе живут обычно прародительницы чуртов. 2815 — Золотом оберните, серебром обмотайте (алтыннаң орап, кӱмӱстең сулғап) — речь идет о листовом золоте и серебре. В далеком прошлом в Хакасии листовое золото и серебро, как утверждают археологи, в быту использовали нередко. 2820 — Чистоголосая птица кукушка (арығ табыстьiғ кööк хузы) — здесь роль кукуш- ки — дать знать о тайном местонахождении родовой усыпальницы представителей знатного рода, к которому принадлежат Хыс-Хан, Хан-Мирген, родители-кони и сама Ай-Хуучин. Возможно, образ этой птицы восходит к дошаманистской мифологии хакасов — к тотемистическим воззре- ниям. В эпосе часто встречается кукушка величиною с конскую голову. Она предстает обычно вещей птицей, мудрой наставницей героев. От ее кукования мертвое возрождается к жизни, за- сохшие деревья покрываются зеленой листвой. Нередко в эпосе встречается мотив превращения в кукушку старшей сестры богатыря-героя, которая оживляет погибшего брата своим кукованием. 2837 — Ловкому... (иргектiге — букв. “имеющему большой палец") — это слово также означает “умелец ". 2853 — На южное деревянное ложе... (ӱстӱнсархы сiрееге...) — слово сiрее означает “тах- та, ложе, трон“. Южное ложе расположено на почетной стороне жилища. Поскольку Хыс-Хан является ханшей данного чурта, то ее ложе помещается в почетной южной части жилища, а не в северной — традиционно женской. 2861 — ...Потустороннему айна уподобившись... (... аархы айнаа тиңни...) — этозначит, что она, когда-то обретя безобразную внешность, сделалась похожей на существо потустороннего, т.е. подземного мира, жители которого в эпосе обычно представляются страшилищами. 2977 — Священная береза с золотыми листьями (алтын пӱрлiг пай хазың) — распро- страненный образ в эпосе сибирских тюрков. Слово пай (“богатый", “священный“, “ветвистый" и т.д.) — один из постоянных эпитетов березы (хазың) в фольклоре хакасов, как и у других тюркских народов Сибири. Образ такой березы связан с древнейшими мифологическими пред- ставлениями хакасов. В данном случае священная береза — родовое древо жизни страшноликой Хыс-Хан. 2996—3005 — Светлокаменный гроб стоит, / Человеку-богатырю, кажется, в самую пору, / С правой стороны от того гроба / Белокаменный гроб стоит, / С левой стороны [от него] / Синекаменный гроб стоит. / Когда разглядела два каменных гроба, / [Поняла:] не человеческие это гробы, / Рассмотрела и поняла: / Конские гробы стоят (Чарых тас хомды чадыр, / Алып кiзее чарирдаг, / Ол хомдының оң саринда / Ах тас хомды чадыр / Сол сагы саринда / Кöк тас хомды чадыр. / Iкi тас хомдыны кöр турза, / Кiзi хомдылары нимес, / Айланып, оңнап турза, / Ат хомдылары чадыр) — редко встречающийся в эпосе хакасов древ- нейший мотив, истоки которого необходимо искать не только в культуре тюрков, хоронивших воинов вместе с конями. Тагарцы, сибирские скифы, как видно, иранцы по языку, вождей тоже хоронили с конями. Тагарцы оказали влияние на эпическую культуру хакасов, так как были одними из их предков. Т о, что в будущем два гроба с конями должны стоять с двух сторон гроба с телом человека, говорит либо о далеком отголоске иранского обряда заклания лошадей, либо о почестях, оказываемых особым скакунам как тотемическим прародителям, что было характерно для тюркских предков хакасов (известно, что в дотюркскую эпоху в Центральной Азии ирано- язычные этносы составляли большую часть ее населения [82, с . 225, 273]).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2