Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)

удел, хотя не всех, но многих богатырок в эпосе. Она становится женой ха- на-правителя и доброй матерью своих детей. Образы остальных жен Хан-Миргена, его детей, друзей, а также коней богатырей почти во всем традиционны для эпоса. Они, скорее, составляют фон, социальную среду для главных героев. По имеющимся наметкам каждый читатель может легко дорисовать их себе. Исключение составляет лишь конь Ай-Хуучин. Пего-саврасый необычен: он треухий — признак того, что слы- шит все происходящее на земле, под землей, на небе; наделен человеческой речью, что в традициях изображения легендарно-эпических коней у хакасов. Пего-савра с ый треухий конь остро чувствует желания своей хозяйки и немедленно приходит ей на помощь. Что касается отрицательных персонажей, то их тоже немало. Характер- но, что если положительн ы е герой не лишены и пороков, то отрицател ь ные не имеют никаких положительных качеств. В основном это жители подзем- ногö мира или персонажи, связанные с ним своими злодеяниями. Это и ли- шенн ы й всякого чувства справедливости Хыйга-Чичен, преследующий без- винных птиц Хан-Кирет, и особенно Алып-Хусхун, несущий заслуженное им тяжелое наказание в подземном мире. Влекомый лишь своими коварными же- ланиями, бездумно истреблявший безвинных людей в солнечном мире, он по своей внутренней сути принадлежит к типу злых демонов, хотя и является уроженцем светлого мира. С силами преисподней связан и Чалат-Хан, хотя тоже живет на земле, в солнечном мире; он гибнет из-за своей агрессивности и кровожадности. Возникает вопрос, положен ли в основу данного алыптых нымаха чи- сто художественный вымысел или в нем нашли отражение и какие-то исто- рические события. В алыптых нымахах иногда можно найти те или иные отзвуки каких-то далеких исторических событий, взаимоотношений с ино- земными племенами, имена исторических деятелей. Но нет веских оснований утверждать, что то или иное произведение отражает какое-то конкретное ис- торическое событие или действия какого-то исторического деятеля. В “Ай- Хуучин" также наиболыпую роль играет художественный вымысел. Прежде всего, к вымыслу относится эпическая биография Ай-Хуучин. Но, как уже отмечалось, большинство сюжетов во многом опирается на древние тотеми- стические, мифологические воззрения, на реальные особенности скотоводче- ского уклада жизни. Несомненно и то, что в эпосе есть обобщенное изобра- жение реальной жизни предков хакасов. Историзм алыптых нымаха — в поэтическом обобщении определенных социальных процессов. В данном слу- чае тема такого раннесредневекового общественного явления у предков ха­ касов, как институт советника при хане-правителе, раскр ы вается на фоне борьбы с иноземными захватчиками-грабителями в защиту свободы, непри- косновенности своего чурта и всего солнечного мира. Институт советника при хан е -правителе, о чем свидетельствует эпо с , иг- рал важную социально-политическую роль у тюркоязычных народов. У древ­ них тюрков он получил отражение в знаменитом “Памятнике в честь Тонь- юкука“ [52, с. 56—73 ] — одном из сам ы х интересных произведений древ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2