Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)
Торсых (тазор). ется с болезнями и считается некрасивым [16, с. 97]. Приведенное имя встречается в эпосе реже других. Хан с таким именем обычно принадлежит к числу враждебных герою персонажей. Са- рыг-Хан (Желтый Хан) встречается и в исторически х источниках как имя государя кераитов, которые представляли “собою род монголов, их обиталище есть по рекам Онону и Кэрулэну, земля монголов“ [68, с. 111—114, 127]. 294 — В низинахземли... (чир чабызы чирде...) — это сравнительно поздний образ Нижнего мира, как бы приближенного к поверхности земли, там живут вражеские богатыри и существа демонического происхождения. В эпосе поверхность земли понимается как ойкумена, тогда как подземный мир с его многочисленными ярусами (слоями) является обиталищем человекоподоб- ных чудовищ, злых существ, враждебных человеку земли, ее богатырям. Т ретий мир — это небо, небесный мир, где живут боги-творцы (Чайааны), их семь (читi Чайаан). Последние подчиня- ются, как и все существа земли, Чалгыс-Чайаану — главному (единственному) богу-творцу, или Худаю. Худай — персидское слово, означает “создатель", “господин". По древней мифологии
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2