Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)
К ОММЕНТАРИИ К ПЕРЕВОДУ Героическое сказание “Ай - Хуучин“ записано в сентябре 1964 г. В.Е. М айногашевой под диктовку от сказителя П.В. К урбижекова в аале Устинкино (по-хакасски Наа аал) Орджони- кидзевского р-на Хакасской АО. Текст записан чернилами от руки в современной хакасской гра- фике на 229 страницах писчей бумаги, из которых первые 208 страниц форматом 19x30 см, а последние 21 страница (с. 209—229) —18x27 см. От начала до конца текст стихотворный. Хра- нится в рукописном фонде Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (инв. № 733). 1—8 — После того как впервые земля сотворилась, / Было время, когда находили куски красной меди / < . . . > [А великая река] Ханым-талай текла , / То прьiгая, то покачиваясь (Чир пастап пӱткен соонда / Чис пагьiрлар табыл турған тус полған / ... Атығып килiп, Ха ным талай, / Абыдылып килiп ахчадады ) — краткий вариант традиционного зачина, с которого неизменно начинается каждый алыптых нымах. Эпический зачин восходит к древнейшим ми- фам. Один из них известен как общетюркский миф о сотворении земли и неба. Ср. с началом “Памятника в честь Юоль- Т егина“: «Когда было сотворено (или возникло) вверху голубое небо (и) внизу темная (букв.: “бурая") земля» [52, с. 36]. В отличие от письменных традиций, в фоль- клорном эпосе в большинстве случаев зачины бывают пространными. Краткость приведенного объясняется “вкусом“ сказителя П.В. Курбижекова. Он считал, что зачины у всех сказителей почти всегда одинаковы и потому слушателям мало интересны. По этой причине он мог сократить эпический зачин. Ср. также зачин эпоса с началом хакасского мифа об утке — творце земли и гор: “земля... растет, поднимаясь пылью; выросли большие горы“ [30, с. 530]. 11 — С передней стороны... аала (...аалның алнында) — в эпосе передней стороной аала называется восточная сторона, куда обычно выходили двери жилищ. Окон в них не было, свет проникал через тюнюк, именно поэтому фасадной стороной служила та, на которой была де- ревянная или войлочная дверь. В недавнем прошлом у части жилищ дверь делали на безветрен- ной стороне. 16 — Девятигранная [скала] Хызыл-хайа (тоғыс хырлығ Хызыл хайазы) — в данном тек- сте роль скалы в сюжете не раскрыта. Раз упомянув, сказитель в дальнейшем о ней как будто забыл. Традиционно в алыптых нымахе скала шестигранная или девятигранная, полая, в ней оби- тает таинственный персонаж — ее хозяйка-женщина (старая дева) или хозяин-мужчйна (не- редко состарившийся богатырь ) . У скалы имеется дымоход. Таким образом, скала напоминает многоугольную юрту. В ряде богатырских сказаний скалы предстают материнской утробой, от их камня появляются на свет герои — великие богатырки или богатыри-мужи. 24 — Ханиiей-правительницей... (... ханы-пигi ) — в эпосе эти два слова употребляются как парные. Пигi — “господин, правитель". 25 — Ходивишя пеиiей (атпищ чазағ ) — Хыс-Хан настолько тяжела, что ездить на коне не может. В сказаниях часто встречаются богатыри и богатырки, поднять которых из-за непо- мерной тяжести их тела не под силу ни одному богатырскому коню.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2