Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)
вает морально-нравственн ы е нор м ы своим бесстрашием и героическими по- двигами и победами. Внутреннее содержание Ай-Хуучин гармонирует с ее ге- роической деятельностью, несмотря на вызванный ею гнев богов. Алтын- Арыг, будучи зависимой от хана-правителя, вынужден а подавлять свой же- лания, должна принести огромную жертву: покинуть чурт, а затем и по - гибнуть. Ай-Хуучин отражает дальнейшую э вол ю цию образа девы-воительницы. Характер Хан-Миргена — одна из многих типовых разновидностей об раза ханского наследника в алыптых нымахе. Он раскрывается в нараста- нии к ритического отношения к этим героям. Такое могло произойти только вследствие пережитого предками хакасов глубокого кризиса в общественных институтах эпохи феодализма. В частности, институт наследования ханской власти в чуртах стал в народе вызывать сильное сомнение. Этот ханский наследник, как и многие типологические его собратья, ле- нив, важен и упрям. Уже став юношей, он знает только одно — гулять, пре- даваться безделью, мечтать о женитьбе. Даже дверь за собой при выходе из дворца не желает закрыть руками — пинает ногой. Воспитывая в Хан - Мир- гене сдержанность и мужские достоинства, старшая сестра отдает всю душу. Он же не испытывает к ней ни благодарности, ни любви, ни уважения, готов даже заподозрить, что появившаяся в их доме девочка, будущая Ай-Хуучин, тайно нажитый ребенок Хыс-Хан. Но как воин-богатырь Хан-Мирген проявляет незаурядные черты: совер- шает в борьбе за освобождение своих детей из плена ряд героических подви- гов, проходит тяжелые испытания. Он, кроме своего чурта, защищает инте- ресы всего солнечного мира. Израненный, как Ай-Хуучин и другие богаты ри — сыновья и друзья, он чудесно исцеляется. Но свой первый богатырский подвиг — уничтожение Белесого Волка — Хан-Мирген совершает исключи - тельно с цель ю заполучить от старшей сестры Хыс-Хан имя суженой, чтобы жениться. Личные интересы для него бывают превыше всего, тогда как на- стоящий герой эпоса тот, кто живет интересами своего народа. Отцовские чув- ства, нежность к своим детям в нем пробужда ю тся постепенно и не всегда. Наряду с чертами реального человека, Хан-Мирген наделен и сказочны- ми: обладает способностью превращаться в другие существа, что в э посе рас- ценивается как необычайная находчивость и мудрость. Хан-Мирген не ограничивается одной женой. Имея Алып-Хан-Хыс, едет за второй — за истинной суженой. С радостью одобряет и принимает и третью девушку в жены: “Разве жена лишняя?“ Народ, создатель эпоса, осуждает это как безнравственность. С этим пороком Хан-Миргена может бороться только Ай-Хуучин, которая сильнее его как богатырь и воин, как человек с более сильн ы м и решительным характером. В результате ее действий Хан- Мирген вспоминает предупреждение покойной старшей сестры о том, что на- ступит время, когда женщина ему опост ы леет. Образ первой жены Хан-Миргена — девы-богатырки Алып-Хан-Хыс — традиционен. Сначала безудержная в своих захватнических устремлениях, она полностью оставляет богатырские дела после замужества — обычный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2