Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)

Страдания девы-богатырки на этом не заканчиваются. Ее живьем заки- дывают камнями, так как убить, уничтожив ее душу, не в состоянии (ведь души ее и ее коня в виде двуглавой кукушки успели улететь и исчезнуть с глаз врагов ). Деву находит Ай-Чарых-Хыс, магическим заклинанием восста- навливает прежние силы Ай-Хуучин и ее коня, и она вновь вступает в борьбу. Помощь родственникам, друзьям в драматических и трагических ситуа- циях — основной критерий нравственности, социальной оценки человека. Ай- Чарых-Хыс, своим поступком продемонстрировавшая моральную чистоту, должна жить в святом месте — на вершине горного хребта Ах-сын — под именем Чарых-Пурухан-Хыс. Добрая к безвинным людям, не отягощенным злодеяниями, Ай-Хуучин безжалостна к виновникам зла — Алып-Хусхуну, Хыйга-Чичену, Чалат-Ха- иу. Как в ы сшая социальна я справедливость славятся, поэтизируются дейст­ вия Ай-Хуучин-победительницы. Гуманистический смысл ее воинских дея- ний дополняется раскрытием нежного, бережного отно ш ения к социально низкому персонажу — хромой рабыне, которую почтительно и ласково Ай- Хуучин называет чаңа, т.е. няня, старшая сестра, тетя. Доброе отношение к ней могучей богатырки воспевается как идеал отношения сильного к слабому. Никто, кроме богов, не властен над героиней. Пожелав, например, жить своим домом, она не встречает препятствий со стороны Хыс-Хан и Хан-Мир- гена. Для осуществления своих желаний богатырка обладает магическим да- ром (бросает на землю белый шелковый платок — появляется белый шелко- в ы й шатер, кидает золотой перстень — встает коновязь). Г ероический характер богатырки основан на осознании ею своих могучих физических сил, своего предназначения — совершать героические деяния во имя чурта и всего солнечного мира, во имя мирной, благополучной жизни. В образе солнечного мира в алыптых нымахе проглядывают контуры ха­ касского государства с **ногочисленными феодальн ы ми уделами и разноэтни- ческими племенами, народами. Образ Ай-Хуучин, несмотря на легендарную основу, воплощает и черт ы реальных людей. Это живой человек — страстный и самоотверженн ы й, ге­ роический и обаятельный, дерзкий и сильн ы й. В характере героини есть и положительные, и отрицательные черты, что вообще свойственно хакасскому эпосу в изображении героев. Например, добрая, справедливая, самоотвержен- ная, она в то же время бывает и жестокой. Об этом свидетельствует и опре- деление ее взгляда: хас харахтығ, т.е. с суровым, свирепым, жестоким взглядом. В гневе Ай-Хуучин необузданна, безудержна. Она обрушивает свой великий гнев на хохочущую над ее конским ржанием невестку Алып-Хан- Хыс, избивает ее за бездушие, легкомыслие, при этом в гневе не скоро от- ходит. В беде ей свойственно глубоко страдать, до забытья р ы дать — вспом- ним, как долго она оплакивает умершую страшноликую Хыс-Хан. В отличие от Алтын-Арыг из одноименного эпоса, тоже могучей богатыр­ ки, Ай-Хуучин ведет себя совершенно свободно, не страшась гнева хана-пра- вителя, не боясь подорвать какие-либо устои — скорее, она сама устанавли

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2