Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)
Морально-нравственные устои чурта воплощены в образе старшей сес тры Хан-Миргена — героини-богатырки Хыс-Хан. В ней есть самоотвержен- ная доброта, способность принести в жертву свою личную жизнь. Эпос поэ- тизирует слитность, нерасторжимость ее с природой-землей и Вселенной (“Земля б ы ла ухом, / Вселенная как будто была подушкой“). Образ Хыс-Хан восходит к общетюркским преданиям о мудрецах-настав- никах, переживших не одно поколение людей. Хан-Хыс, по ее собственному рассказу, жила в течение жизни трех поколений людей. Такая традиция име- ет прочные основы в хакасском алыптых нымахе. Можно назвать хотя бы известную Пис-Тумзух-Плё-Харын-Хуу-Иней, тоже жившую в течение жиз ни трех поколений людей [7, с . 303, 508 ]. К аналогичной традиции восходит, несомненно, известная огузская версия о мудреце. В героическом эпосе “Кни- га моего деда Коркута“, дошедшем до нас уже как произведение письменной литературы, мудрец-патриарх Коркут наделен еще более долгой жизнью. Его рождение отнесено ко времени пророка Мухаммеда [38, с. 11 ]. Происхожде- ние мотива необычного долгожительства мудреца, несомненно, связано с об- щетюркской традицией — легендарно-мифологическими повествованиями тюркских народов, легшими в основу их героического эпоса. Г ероиня Хыс-Хан — дева-богатырка, обладающая незаурядной физиче- ской силой, могучим сложением. По древней традиции, самой судьбой ей предназначено быть “амазонкой“, нести крест безбрачия. Очевидно, некогда в древнем обществе девушки-воины б ы ли лишены права на замужество, так как воинское предназначение считалось несовместимым с материнством. Но в данном случае древняя традиция получает развитие: Хыс-Хан, сама себе хозяйка и госпожа, добровольно становится “амазонкой“. Но в этой добро- вольности кроется необходимость — возглавлять и защищать родной чурт. Древняя традиция перерабатывается в соответствии с новыми условиями при феодализме. Свобода Хыс-Хан лишь иллюзия, видимость, в действительности она все же не принадлежит себе. Более того, подчиняет и судьбу своего млад- шего брата общей судьбе чурта, навязывая ему вместо предназначенной су женой агрессивную воительницу-деву Алып-Хыс-Хан, которая по характеру тоже должна быть “амазонкой “. Хыс-Хан олицетворяет также силу, ломающую древние “институты бы- тия“ , так как в ней угадывается политик средневековья, политик умный, про- ницательный, всевидящий. Она отводит беду от своего народа, сохраняет чурт от разрушения. Этот образ, неся в себе черты прародительницы, эво- люционирует к “преобразователю11. И маска, делающая Хыс-Хан страшно- ликой, худо сложенной", — это знак ее новой эпической судьбы. “Преобра - зующая“ власть Хыс-Хан простирается, однако, только на зависимого от нее младшего брата и его жену и ни в коей мере не задевает главной героини произведения — чудесно рожденной Ай-Хуучин, которая для нее неприкос - новенна. Сказание “Ай-Хуучин“ создано на одной из самых поздних ступеней раз- вития эпоса и отражает богатую многовековую эпическую традицию хакасов от древнейших источников до позднейших достижений. Это результат мно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2