Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)

ление вины за злодеяние отца, а также установление родства во имя того, чтобы не возобновлялась б ы лая вражда. После возвращения домой устраи- вается свадебный пир двух богатырей-братьев — Алтын-Теека и Алтын-Ир- гека, что тоже традиционно. Сюжет заканчивается типичной сценой избрания ханом-правителем чур­ та самого младшего богатыря из семьи — Алтын-Иргека. Хан-Мирген, став - ший ханом-главой после своей старшей сестры Хыс-Хан, затем, как обычно, передает власть сыну. Мирное, счастливое завершение повествования — мно- говековая традиция эпоса. Анализ сюжетно-тематического содержания “Ай-Хуучин“ показывает его многоплановость. В нем синтезированы разнообразные традиции алып­ тых нымахов: древнейшие, более поздние, средневековые и даже нового времени. Это свидетельство его многовековой активной жизни в народе. Кро- ме кызыльской группы хакасов, богатырский эпос бытовал и среди качинцев, живущих по соседству с кыз ы льцами. У других групп хакасов он неизвестен. Сюжет его вобрал в себя богатство традиций тюркского эпоса Саяно-Алтая и Сибири . Стержневой идеей сказания “Ай-Хуучин“, как обычно в алыптых ны- махах, является обеспечение благополучной жизни в чурте, расположенном на берегу великой реки Ханым-талай, у подножия хребта Ханым-сын. Для героев алыптых нымаха данный чурт — их родина, понимаемая как центр мироздания. Через этот чурт герой связан со всем миром солнечной земли (кӱннiг чир), под которой подразумевается древняя, средневековая и нового времени Хакасия с населявшими ее народами и племенами. Все битвы, войны происходят в защиту свободной жизни людей как данного чурта, так и всех чуртов солнечного мира. Идеальное представление о доброй жизни чурта — это прежде всего его многолюдье, это непременно и несметные стада скота и табуны лошадей, вольготно пасущиеся на приречных пастбищах, вокруг под­ ножия горного хребта. Таков, несомненно, идеал народа-скотовода. Благополучие в доме хана-правителя рассматривается как ключевой стержень жизни во всем чурте, а за ним и в солнечном мире. Это понятно и исторически оправданно. Народы и племена Сибири вплоть до X I X в. не име- ли и не знали иных вершителей судеб, кроме ханов-правителей, от которых они были полностью зависимы. Поэтому многие свои мечты, их осуществле- ние они связывали с властителями чуртов и их личными чертами характера. Хан-Мирген является одним из тех ханов-правителей, которые на позд- них стадиях феодализма подвергаются в эпосе критической оценке. В своих мечтах народ начинает обращаться к вымышленн ы м, фантастически чудес - ным героям. Одним из них в эпосе хакасов является богатырка Ай-Хуучин — подлинно народный эпический герой. Не следует утверждать, что в данном случае перед нами однозначно по- ложительный характер. Его героизация связана с отношением к интересам народа. Эпос хакасов обычно не скрывает и недостатки своих героев или ге- роинь, какими бы высокими достоинствами они ни обладали, и это характер- ная особенность алыптых нымаха вообще.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2