Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)
Борьба Ай-Хуучин с врага м и развертыва е тся как др а ма, даже трагедия. С одной стороны, сил ы ее и коня наполовину отняты богами, с другой — она встречает объединенные силы врагов, в том числе некогда ею уничтоженных, но вновь оживленных демонами богатырей Ал ы п-Хусхуна и Хыйга-Чичена. Однако объединяются и силы солнечного мира. Как известно, по традйции эпоса, кони — вестники своих хозяев. И кони Ай-Хуучин и Алтын-Арыг при- бегают в чурт и сообщают о беде своих богат ы рок-хозяек. На помощь к бо - гатыркам едут братья Алтын-Теек и Алтын-Иргек — сыновья Хан-Миргена. Повествование о младшем сыне Алтын-Иргеке сос i 'авляет последнюю сю- жетную линию алыптых нымаха, которая переплетается с сюжетной ли- нией главной богатырки. Но и в этой части древние мотивы также продол- жают играть значительную роль. Например, иссякнувшие силы Ай-Хуучин возрождает Ай-Чарых-Хыс, дочь Хан-Миргена, прилетевшая в образе ласточ- ки. Женщина-птица — чрезвычайно популярный образ в древней традиции хакасского эпоса. Силы богатырки и ее коня возрождаются тоже в соответ - ствии с древней традицией — магически. Ай-Чарых-Хыс произносит вслух желаемое, и могущество заваленной камнями богатырки восстанавливается. Слово в эпосе — могучая сила. Ай-Хуучин вновь вступает в борьбу и вместе с друзьями и родственниками одерживает великую победу в 40-летней войне. Последнее из деяний Ай-Хуучин — это помилование семьи поверженного врага, что дается в традициях позднего эпоса и связано с представлением о справедливости. Ай-Хуучин прощает жену уничтоженного ею злобного Ча- лат-Хана и его сына как неотягощенных виной людей. Завершающая часть сюжета — повествование о жизни Алтын-Иргека, младшего представителя чурта Хан-Миргена, — строится как вариант бога- тырской биографии, в которой героика занимает несравненно меньшее место. По эпической традиции последняя часть повествования может быть как под- робной, так и сокращенной. Это зависит от настроения хайджи-нымахчи, от состояния слушателей и других обстоятельств. В данном случае нет мотивов рождения, посвящения в богатыри и т.д., сюжет связан с защитой интересов людей. Слушатели знакомятся с младшим богатырем в его поездке на помощь Ай-Хуучин. Повествование содержит традиционные путевые приключения. Алтын-Иргека убивает сын Тёнгис-Хана — Хыйан-Тёнгис-Хан, шурин Ча- лат-Хана. Затем е г о оживляет Килинг-Арыг, дочь того же Тёнгис-Хана, ко- торую воскресший богатырь обманом увозит к себе домой в качестве жены, а потом снова едет к Ай-Хуучин. Вводя комические сцены (озорные до гру- бости действия Алтын-Иргека по отношению к Килинг-Арыг), хайджи-ны махчи стремятся снять длительную напряженность от восприятия тя ж елых батальных сцен. Для этого меняется тональность сказа, стиль повествования. Традиционным, но поздним является, по-видимому, мотив проводов Ай- Чарых под именем Чарых-Пурухан-Хыс к месту жительства на вершине хребта Ах-сын. Использование слова Пурухан в имени девы, возможно, свя зано с ламаизмом. К поздним относится и мотив сватовства богатыря Алтын-Теека к дочери побежденного врага Чалат-Хана. Это замужество Чалай-Пурухан — искуп- 3 заказ № 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2