Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)
крывает собой богаты р ь Халданг-Тооту18, который размахивает руками и так убивает п ы тающихся прос к очит ь богатырей. Вариант П. Ул ь чугачева отличается изобилием эпических мотивов и сю- жетов, восходящих к древним мифам саяно-алтайских народов. Важнейший из них в этом тексте — сюжет, связанный с рекой в подземном царстве (ва риант реки смерти), где живет рыба-чудовище Кир-палых, проглатывающая богатырей с их конями. Хан-Мирген попадает в ее пасть вместе с Кроваво- рыжим конем. Ай-Хуучин, вставив свое копье поперек пасти чудовища, впры- гивает на Пего-соловом скакуне в его чрево, чтобы вытащить богатыря с ко нем, а потом оживить их. Подобные сюжеты в мировом фольклоре относят к “инициационному комплексу“ [53, с. 29 ]. Для Ай-Хуучин это очередное испытание в ряду ее героических подвигов в подземном мире. У П. Курбижекова архаичностью отличается повествование о борьбе Хан-Миргена с врагами, например с Чизи-Тасом и с похитителями детей, где много превращений и колдовских приемов. Иначе выглядят действия Ай-Ху учин в подземном мире. От них веет средневековой традицией. С помощью меча расширяя тюндюк, Ай-Хуучин делает вход в подземн ы й мир безопас- ным для людей всего солнечного мира. Она же уничтожает и другую опас- ность: вытаскивает из топи Алып-Хусхуна, связывает его традиционным для эпоса желтым ремнем и, привязав камень “величиной с корову“ , сбрасывает его в глубь великой реки, чтобы он не мог более творить своих злодеяний. К рассматриваемому ряду относится и продолжающееся “озорство“ Ай- Хуучин над Хан-Миргеном в преисподней, когда она предлагает оживить раз- рубленную ею демоническую женщину-чудовище и о т дат ь ему в жены. Хан- Мирген с болыпим страхом отвергает это предложение. П о здним, отн о сящимся к новому времени, является мотив сильного опь- янения героини, которое приводит ее к крайнему самомнению и становится источником беды — боги наказывают героин ю , забрав ее на небо. Сходный мотив богатырской сверхгордыни ест ь и в “Алтын-Арыг“ , но-его конкретное содержание в “Ай-Хуучин“ связано с редко встречающейся темой богобор- чества, видимо, восходящей к традиции древних иранцев. Дерзкий вызов богам, спор богов между собой и заступничество за геро иню млад ш его из семи Чайаанов, возвращение ее на землю, но сокращение силы богатырки и ее Пего-с а врасого коня ровно наполовину — все это вехи “биографии“ героя, которые были разработаны в новое время. К ним отно- сятся и эпизоды, связанные с похоронами богатыркой своей рабыни, которую она любила и берегла, и оплакивание ее. Следующий поворот сюжета — поездка Ай-Хуучин на борьбу с извест- ными врагами людей солнечного мира — демоническими богатырями, ожи- дающими ее на земле Чалат-Хана. 18 Второе слово в имени Халданг-Тооту для хакасского эпоса нетрадиционно. Возможно, Тооту — имя, заимствованное от кетов, в фольклоре которых есть г ерой по имени То г ета (Тогета вместе с Бальна воюет с юраками) [20, с. 165—170].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2