Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)

мотив, как и героич е ское сватовство, относится к самым древним [81, с. 63— 83 ]. Похищение традиционно совершает молодая или старая демоническая женщина. Вданном случае — слепая старуха с поводырем-девочкой, на самом деле изменившие свой облик представительницы врагов — Пис-Тумзух и Очы-Сарыг. Согласно древнему мифическому представлению, они относятся к подземному демоническому миру, художественно пер е осмысленному как “черный“ мир: здесь Черный хребет (Хара-сын), Великая черная река (Ха- ра-талай), черные каменные дома или юрт ы (хара тас иб ) , возле которых стоят черные коновязи (хара чечпе). Жизнеописание самой Ай-Хуучин состоит из ряда мотивов и сюжетов, связанных как с древними, так и со средневековыми традициями эпоса. К древним относятся превращение девочки-богатырки в сокола, в образе кото- рого она помогает Хан-Миргену в героическом сватовстве к Алып-Хан-Х ы с; поездка Ай-Хуучин в подземный мир на помощь Хан-Миргену, отправивше- муся на поиски своих детей; сцена освобождения от чудовища, охраняющего пасть-дыру, ведущую в преисподнюю, и уничтожающего всех, кто входит в демоническое царство. Есть и редко встречающийся тотемистический мотив: отказ богатырки есть на свадьбе Хан-Миргена конское мясо, так как это оз- начало бы есть самое себя — вед ь она дочь коней. Древний слой обнаруживается и в мотиве магического устройства Ай-Ху­ учин своего жилья: брошенн ы й ею на землю платок превращается в белый (т.е. красивый) шелков ы й шатер. Архаичны мотивы возрождения природы от пения героини, завещания Пего-саврасого коня своей дочери захоронить ро- дителей-коней в родовом склепе. Древнюю группу сюжетов и мотивов, связанных с эпической биографией Ай-Хуучин, составляют эпизоды героического детства. Так, едва успев ро- диться, девочка-богатырка уже оказывается защитницей родного чурта от вражеского нападения. Пройдя обряд посвящения в богатыри, получив имя, Ай-Хуучин вступает в борьбу и уничтожает Хыйга-Чичена за преследование двух птиц Хан-Кирет, которые несут белую траву для оживления и исцеления Кюн-Тёнгиса. Только эпохой позднего феодализма мог быть рожден мотив критическо- го отношения богатырки к своему хану-правителю Хан-Миргену и ее “озор- ства“ по отношению к нему: видя женолюбие хана, она по своему желанию и выбору привозит ему в жены еще одну девушку по имени Ах-Чибек-Арыг. При матриархате это было бы естественно — женщина навязывает мужчине свою волю. Здесь же, как будто потакая желанию Хан-Миргена иметь вторую жену и привезя ему еще и третью, Ай-Хуучин тем самым совершает плутов- ской поступок, а это сближает ее уже с древними персонажами фольклора трюкачами [54, с. 32—38]. Соединение архаических и средневековых традиций прослеживается в повествовании о поездке Ай-Хуучин в подземное царство. К первым отно­ сится хакасская (кыз ы льская) версия мотива Сциллы и Харибды тюндю- ка, который откр ы вается и закрывается, напоминая пасть, схватывающую всякого, кто проскакивает через нее. В варианте П. Ульчугачева тюндюк за

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2