Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)
тырку Алып-Хан-Хыс, потому что знает о ее подготовке к нападени ю на свой чурт. Чтобы это предотвратить, Хыс-Хан решает сделать ее женой младшего брата и осуществляет свое намерение. Перед нами пример того, как реальная действительность разрушает вековой обычай. Рационализм, расчет, полити- ческие интересы — явления эпохи феодальн ы х отношений. Старшая сестра спасает чурт, свой народ от захвата ценой нарушения обычая, что приведет в дальнейшем к многоженству Хан-Миргена. Если личную судьбу Хан-Миргена Хыс-Хан решает по своему усмотре- нию, то Ай-Хуучин для нее остается совершенно неприкосновенной. Сюжетная линия Хыс-Хан и Хан-Миргена завершается ее предсмертным рассказом о сво е й жизни, о тайне ношения маски, а также завещанием — наставлением молодым богатырям и членам своего дома. Первая часть закан- чивается повествованием о захоронении Хыс-Хан в тайном родовом склепе внутри Белой Скалы, куда ее тело привозит на своем Пего-саврасом коне бо- гатырка Ай-Хуучин. И она же укладывает Хыс-Хан в предназначенный ей белокаменный гроб. Далее развертывается ранее намеченная сюжетная линия Ай-Хуучин и Хан-Миргена — стержневая основа всего алыптых нымаха, в котором не- малое место занимает отмеченное выше общет ю ркское предание о пегих ко- нях, как и традиция поэтизации коней в эпосе. Эпическая биография героини будет связана с жизнь ю Хан-Миргена, ставшего после Хыс-Хан ханом чурта. Повествование о нем частично восходит к предшествовавшей традиции, пе- реработанной в соответствии с темой данного произведения. Этот с ю жет встречается в ряде алыптых нымахов, прежде всего в “Трижды женившемся Хан-Миргене“ (“Ӱщ хат алч а ң Хан Мирген“) [98 ]. В последнем Хан-Мирген тоже воспитывается не родителями, а теткой, старшей сестрой отца. Он тоже трижды женится и при этом не всегда по своей воле. Первый раз — по ко- рыстному расчету будущего шурина, второй — по решению его своенравной первой жены, третий раз — на истинной суженой. Могучий воин-богатырь Хан-Мирген оказывается жертвой умыслов, уловок, расчетов третьих лид. Тема богатыря, имеющего трех жен, не может принадлежать к ряду древ- них, она относится к феодальному средневековью, когда господство мужчины в семье и обществе настолько возросло, что он смог содержать нескольких жен с детьми. Эта особенность общественной жизни находит свое прочное закреп- ление в эпическом сюжете многократной женитьбы богатыря, например, в “Албынжи“ [3 ] и в “Алтын-Арыг“ [7 ]. “Трижды женившийся Хан-Мирген“ , несомненно, более раннее произ- ведение, чем “Ай-Хуучин“ , и по теме, и по сюжетному составу, с почти пол - ным отсутствием побочных сюжетных линий или какой-нибудь многоплано- вости. Соответственно проста и композиция в целом: сюжет состоит из на- низанных друг на друга звеньев, главным образом путевых приключений ге роя. В “Ай-Хуучин“ обнаруживаются основ ы и других древних сюжетов и мо- тивов. Например, мотив похищения только что родившихся в отсутствие бо гатыря детей — двойни Хан-Миргена и Алып-Хан-Хыс. Известно, что этот
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2