Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)

Каждая часть “Ай-Хуучин“ имеет свою завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. В данном случае завязкой является подслушанный ночью Хыс-Хан разговор двух воронов о том, что на ее чурт надвигается враг. Тревожное известие вызывает немедленные действия Хыс-Хан по защите владения. Она отправляет Хан-Миргена проверить, не наведывается ли зверь в табун. В повествовании о Хыс-Хан содержится и древний мотив безбрачия де- вы-богатырки, рожденной для ратных дел. У других тюркских народов этот мотив тоже связан с девушками, способными, как и Хыс-Хан, стать во главе народа17. В хакасском эпосе древний мотив безбрачия развит до мотива са- моотречения девицы-красавицы. Она уже не по обычаю, а по своему ре ш ению самоотверженно отказывается от личной жизни во имя защиты родного чурта и воспитания младшего брата — ее наследника. Это уже следующий этап раз- вития мотива. Сходный образ, заимствованный из фольклора, можно найти в поэме Низами (XII в.) “Хосров и Ширин“ — правительница Азербайджана Михин-Бану, старшая сестра Ширин. Хыс-Хан, сознавая свою яркую красоту, которая стала бы предметом до- могательств многих демонических богатырей, носит пожизненную маску, превратив тем самым свое лицо в страшный лик. В варианте П. Ульчугач е ва, где введен дополнительный эпизод встречи Хыс-Хан со своим суженым — бо- гатырем Ай-Салги, мотив жертвенности логически завершен: Хыс-Хан при- знается ему, что является его суженой. Ай-Салги неосторожно намекает на ее стра ш ный лик, сомневаясь, маска это или лицо. Ай-Хуучин, приняв это за оскорбление достоинства Хыс-Хан, уничтожает его. В огузском эпосе известны четыре богатыря во главе с Кан-Турали, но- сившие покрывала для сокрытия лица [24, с. 589 ]. Мотив ношения красави- цей маски, несомненно, восходит к древней тюркской традиции. Хыс-Хан наделена также особым даром — она всевидящая, всеслыша- щая, мудрая женщина, что о тноси т ся к древнему слою эпоса — к мифам о мудрейших прародительницах. В новейшее время этот дар стал называться ясновидением, способностью говорить с космосом. К теме Хыс-Хан относится и мифологический сюжет войны лягушки с ящерицей, который у хакасов бы- тует самостоятельно в разных вариантах и версиях. В варианте С.П. Кады- шева этот миф предстает как борьба хана лягушек с ханом ящериц [6, с. 321— 322]. У П. Курбижекова и П. Ульчугачева эти персонажи не титулованы. Хыс-Хан уничтожает всех ящериц, видя в них врагов своего народа, а лягу­ шек велит бережно обходить, не губя. Позднюю, средневековую трактовку получает в сказании мотив суженой. По древней эпической традиции старшая сестра заранее определяет брату предназначенную ему от рождения девушку. Хыс-Хан же действует в обход этого обычая. В жены Хан-Миргену она выбирает воинственную деву-бога- 17 По-видимому, это распространенный мотив в фольклоре мно г их тюркских и других во- сточных народов. В огузском героическом эпосе, типологически более позднем , он связан с сестрой Бану-Чичек [38, 41].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2