Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)
масть преобразована в соответствии с традицией эпоса в пегость с конкрет- ными оттенками: вместо ала появляется конь ала хула (пего-саврасый) или ала сарыг (пего-соловый). Некоторые исследоват^ли, изучавшие культ коня у саяно-алтайских тюрков, отмечают у них соблюдение родового культа, что проявлялось в виде принесения в жертву богам коней одной масти [59, с . 164—178 ]. Однако о культе коня у хакасов в этнографии известно немного. Тем более ценен для нас алыптых нымах, в котором это проявляется, может быть, в наиболее яркой форме. Пего-саврасая коб ы лица и пего-саврасый жеребец (ала хула аттар) здесь символизируют плодородие, как и у монгольских народов, потому и ове- яны священным почитанием. Именно об этом говорит эпизод захоронения пе- го-саврасой пары в специально предназначенных для них гробах, причем ря- дом с покоящейся Хыс-Хан, в родовом склепе, находящемся внутри Белой Скалы — священном тайнике данного рода. Кони-родители эпического героя тем самым приравнены к самому знатному и почитаемому члену рода в дан- ном чурте — страшноликой Хыс-Хан. Эти пего-саврасые аран чула рож- дают и жеребят такой же могучей породы, богат ы рских скакунов, д о стойных своих хозяев — героев-богатырей. Вместе они — гарант благополучия. Алыптых нымах “Ай-Хуучин“ раскрывает древние кул ь турные кон- такты тюркских племен, которые вели к взаимному обогащению их культур. Вместе с тем очевидна связь тюркских предков с иранцами, от которых, по преданию, они получили пегих коней, что тоже не случайно. Вероятно, ка- кую-то часть иранцев они считали сородичами. Ведь до тюрков в Центральной Азии жили скифы — как предполага ю т некоторые ученые, иранцы по про- исхождению. У кыргызов были тесные связи и с согдийцами-иранцами в пе- риод средневековья. Первая часть “Ай-Хуучин“ — это повествование о страшноликой Хыс- Хан, могучей деве-богатырке, живущей на берегу великой реки Ах-талай, у подножия хребта Ах-сын. Она — ханша-правительница народа, хозяйка стад скота и табунов коней и воспитательница младшего брата — Хан-Миргена. Эта часть повествования восходит, с одной стороны, к распространенному мо- тиву заботливых властителей чурта, с другой — к сюжетной линии взаимо- отно ш ений стар ш ей сестры и младшего брата, которые живут без родителей. Здесь нет объяснения, откуда у них болыпие стада скота, табуны лошадей, почему они владеют подвластным им народом. В хакасском эпосе известны десятки алыптых нымахов, содержащих аналогичное традиционное начало. Встречаются иногда и поп ы тки об ъ яснить происхождение этих богатств. Так, в варианте П. Ульчугачева введено в о споминание Хыс-Хан об отце — Алып- Хане16, чем проясняется источник их богатого наследства. Необычны ночные бдения Хыс-Хан: она надевает воинский панцирь и вы- ходит из дома, вслушивается в шорохи, звуки ночного неба и земли, охраняя чурт от возможных захватчиков. 16 См. раздел “Описание вариантов..."
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2