Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)
Конь из доместицированных человеком животных — одно из самых мо- гучих, красивых и умных созданий. Древние люди его грацией любовались, силой пользов а лись, умом.восторгались, а преданность хозяину боготворили. Все это не могло не способствовать возникновению культа коня у тюрков. В алыптых нымахе верховой конь героя — его первейший друг и помощник, полностью разделя ю щий судьбу своего хозяина. Яркий пример тому — судьба Бело-игрен е вого коня Алтын-Лрыг в одноименном алыптых нымахе, где героиня и конь — близнец ы , вместе рождаются внутри Белой Скалы и вместе гибнут [7]. Близнецы по происхождению героиня и конь и в “Ай-Хуучин“. Здесь от- голоски древнейшего близнечного мифа, который в фольклоре хакасов в са- мостоят е льном виде не сохранился. Его основа в эпосе обогащена сюжетом, непосредственно связанным с культом коня, восходящим к тотемическим представлениям древних тюркских предков хакасов. Это подтверждается прежде всего подчеркнутой одномастностью коней : и коб ы лица-мать, и же- ребец-отец, и брат Ай-Хуучин в варианте П. Курбижекова — все пего-сав- расые (ала хула ) 14. Причем пегость была исконным родовым признаком, от- ража ю щим реальную жизнь далеких предков. Эта традиция сохранена и в варианте П.У. Ул ь чугачева, где кобылица-мать и брат-конь пего-соловые и только жеребец-отец — бело-буланый15. Пегая масть отсутствует лишь в ва рианте С. Кадышева — все три коня темно-саврасые (хара хула). Известно, что у различных тюркских племен Центральной Азии лоша- диная масть ала б ы ла очень распространена. Пегих (или пестрых) коней раз- водили, они почитались как священные iызых). Вцелом ряде работ историков сообщается о стране “пегих лошадей“ — об алатах, но первые сведения о них даны в сочинении XVII в. Абуль-Гази [2 ]. Народ, разводивший пегих ло- шадей, жил во II тыс. н. э. в Северо-Западном Прибайкалье по соседству с курыканами — южными предками якутов. Отмечается сходство их с кыргы- зами ( цзйегу ), с которыми, однако, они воевали. Кроме алатов, пегих лошадей разводили “уйгуры, курыканы, хунну, древние тюрки“ и, вероятно, кыргызы. Пегие кони окружались культовым почитанием. В предании сообщается, что первоначально кобылы — прародительницы пегих коней б ы ли взяты из Пер- сии и пущены на остров на оз. Цинхай (Кукунор). У них родились пегие же- ребята. В связи с пегими конями упоминается также остров на озере, который “заселя ю т “ кобылами [68, с. 30—39]. В “Ай-Хуучин“ сохранился и мотив острова, связанного с пегими конями: богатырь Хан-Мирген, удивленный исчезновением табунов и стад, находит их на острове, расположенном на великой реке Ханым-талай. Остров на ре- ке — явление нетипичное. Однако сказители, дорожа этим мотивом, “при- вязыва ю т “ древнее, по-видимому, общетюркское, предание о пегих конях к хакасскому традиционному эпическому ландшафту с реками. И чисто пегая 14 По традиции алыптых нымаха чистая масть, без оттенка, встречается редко. Из чистых мастей в эпосе бывают кöк (синий, сивый) и ах (белый). 15 См. раздел “Описание вариантов в данной книге.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2