Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)
Наиболее богата по содержанию центральная часть “Ай-Хуучин“ , пове- ствующая о главной героине в форме ее эпической биографии. Эта биография в ряде моментов носит мифологический характер, прежде всего в мотиве ее происхождения от коней. Н е и с кл ю чено, что д а нн ы й мотив уходит корнями в общу ю древнюю традицию тюр к оязычных племен, о которой свидетельст- вует наличие в эпосе ряда тюркоязычных народов Сибири мотива происхож дения героя от лошади. У долган одно из олонхо называется “Сын лошади Аталами-бо г атырь“ [58 ]. У якутов известен целый набор вариантов олонхо, в котором герой тоже сын лошадей (Дыырай Бёге, Дыырай Бэрген, Дыырай) [22, с. 22—42 ]. Общая черта всех якутских версий о сыне лошади — это либо полное незнание им родителей, либо знание только одного из них — мате- ри-коб ы лицы. В олонхо долган [58 ] рассказывается, что в Среднем мире жила только одинокая лошадь, которая не помнила о своем происхождении. Она строит себе жилище и обращается к Белому божеству с просьбой сделать ее человеком. От съеденного хвоща лошадь рождает ребенка — Аталами-бога- тыря, которому рассказывает о своем происхождении. Оказывается, ее отец тоже б ы л конем, но мать — женщиной [58, с. 38]. В публикуемом хакасском эпосе “Ай-Хуучин“ у героини-богатырки оба родителя кони. Она рождается в мире со своим исконно существующим по- рядком — окружающая земля разделена на чурты, принадлежащие тем или ин ы м ханам13. Ай-Хуучин появляется на свет в одном из них, причем в кон- ском табуне от породистых скакунов аран чула ат, принадлежащих хан- ше-правител ь нице народа этого чурта — деве-богатырке по имени Хыс- Х а н. Вместе с будущей девой-богатыркой рождается и ее будущий конь — брат- б лизнец. Вся эта налаженность, определенность эпических персонажей связана со скотоводческим укладом и типологически, несомненно, далека от первозданности жизни, показанной в олонхо долган и якутов. О том же го- ворят и другие эпизоды и мотивы. В отличие от якутского Аталами-богатыря, спрашивающего у матери, по- чему у нее четыре ноги и отчего она покрыта шерстью [22, с. 38 ], Ай-Хуучин задается вопросом более высокого духовного уровня — о противоестествен- ности того, что она, человек, родилась у коней. Отчего болыпой бог такое допустил?! Для нее неясно, где и как ей жить: среди людей или коней? Все эти вопросы она задает своему отцу, Пего-саврасому жеребцу. К наиболее ранним эпическим мотивам здесь относится говорящий человеческим языком конь, дающий советы и наставления. Этот мотив получает дал ь нейшее раз- витие. На древнее тотемистическое воззрение наслаивается сравнительно но- вое представление о боге. Кон ь -отец отвечает дочери, что по воле богов она родилась человеком. Тема богов, а в дальнейшем мотив суда богов над дерз- кой Ай-Хуучин — явления, относящиеся к позднему средневековью или но- вому времени. Боги проявляют свою волю и в том, что предназначают ей для верховой езд ы треухого Пего-саврасого коня — ее брата-близнеца. 13 У Рашид-ад-Дина в его труде юрт (земля-обиталище тюрков , монголов и др.) был за- креплен “по [искони обусловленному древним обычаем] постановлению” [66, с. 74].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2