Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)
Петр Курбижеков обладал редки м талантом поднять услы ш анное им бо- гатырское сказание до уровня подлинной художественности. Не случайно в народе его звали ээлiг хайңы а , т.е. “сказитель, имеющий личного духа - хайа“. Таким эпитетом награждают только великих хайджи-нымахчи, вир- туозно владеющих сказительским мастерством. * + * Героическое сказание “Ай-Хуучин“ построено во многом как традици- онное в эпосе хакасов повествование о т рех поколениях богатырей-воинов на- следственного чурта. Сюжет “Ай-Хуучин“ содержит в своем древнем ядре различные ранее самостоятельно бытовавшие и'быту ю щие мифологические и легендарно-эпические с ю жеты : 1) о деве-богатырке Алып-Хыс-Хан, в данном тексте кратко именуемой сказителем Хыс-Хан [97]; 2) о богатыре Хан-Миргене, имеющем трех жен [98 ] (в ряде сказаний он бывает младшим братом могучей девы-богатырки Алып-Хан-Хыс, иногда е г о старшая сестра имеет другие имена); 3) о деве-богатырке чудесного рождения Ай-Хуучин (дочери коней-ска- кунов с ее братом-близнецо м , ставшим ей верным конем). Эти некогда разрозненные, сравнительно ранние типовые сюжеты были переработаны и легли в основу данного произведения на одном из сравни тельно поздних этапов эпического творчества. В свою очередь некоторые ком- поненты этих сюжетов первонач а льно могли восходить к еще более древним, родо п леменным сказаниям о предках. Среди предков хакасов бытовали от- дельные устные предани я о тех или иных в ы дающихся представителях рода, племени, в частности таких, как страшноликая Алып-Хан-Хыс. Они могли позднее творчески перерабатываться и вводиться в стихотворно-эпические сказания. Их самостоятельное бытование, по-видимому, косвенно подтверж- дается персидским историком Рашид-ад-Дином, который в своем “Сборнике летописей“ сделал сс ы лку на «правдивых тюркских сказителей “историй“» [66, с 9 ]. Эти “истории" содержат повествования о том, какие роды, племена, народы, государи были у тюрков и монголов12. Этногенетические предания о тех или иных родах, их родоначальниках бытуют у хакасов и в настоящее время. Но непосредственных совпадений их имен с эпическими именами не обнаруживается, потому что в них обычно рассказывается не о древних, а о позднейших родах. Сохраняющиеся до сих пор этнородовые предания, наряду со свидетельствами Рашид-ад-Дина, гово- рят о существовании таких преданий и в отдаленном прошлом. 11 У алтайцев лучшие певцы носят точно такой же эпитет. 12 Следует о г оворить, что автор-летописец тюрками называл и непосредственно тюрков, и монголов, т.е. всех кочевников Центральной Азии [66, с 7]. И все-таки можно быть уверенным в том, что и те и дру г ие, в их числе предки хакасов — древние кыргызы и этнически иные ветви, среди которых были и тюркские, не кыргызского происхождения, — не могли не иметь скази телей, иначе у хакасов не было бы богатого фольклора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2