Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)

г ических и эпических с ю жетов в произведения со сложной композицией. По- является многоплановость, большое число персонажей, разрабатывается не- сколько сюжетных линий. Подвер г аются осмеянию, критике собственные ха- ны-правители з а их пороки. Таковы “Алтын-Ары г “ [7], “Алтын-Тайджи“ [8 ], “Кюрелдей, который ездит на Темно-буром коне и женится на Пис-Тум- зух-Плё-Харын“ [88 ], “Алб ы нжи“ [3 ] и др. Получает отражение в алыптых нымахах и период монгольско-джун- гарского ига в Хакасии в X I II—XVII вв. Эпические герои-богатыри нередко имеют имена-титулы монгольско-джунгарского происхождения, например, Алтын-Тайджи, т.е. Золотой Князь. А вражеские богатыри иногда называются этническим именем Хара Моол, т.е. Черный Монгол, и т.д. * * * Выбор эпоса “Ай-Хуучин“ для публикации в серии “Памятники фольк- лора народов Сибири и Дальнего Востока" объясняется прежде всего необ ы - чайно интересным образом главной героини — девы-воительницы. В ее эпи- ческой биографии нашли отражение мифологические представления, древние обычаи, утраченные народом. Эпос сохранил для нынешних поколений куль- т уру, нравственно-этические зав е ты первопредков. В основу публикации взят вариант П.В. Курбижекова8, отличающийся идейно-художественной цельностью, традиционностью и богатством поэтиче- ского языка, композиционной стройностью. Варианты других сказителей — С.П. Кадышева (1875—1977 гг.) и П.Ф. Ульчугачева (1921 г.) — тоже обладают рядом несомненных досто- инств, но они не всегда имеют компактную и до конца в ы держанную компо- зицию повествования: в них, особенно у П. Ульчугачева, встречаются “про- валы“ , “свернутые нити“ в описаниях, а иногда, наоборот, излишние нагро- мождения эпизодов и т.п. П . В. Курбижеков знал и замечательно исполнял 103 алыптых нымаха9. В его репертуар входили и произведения других жанров — разнообразн ы е кип-чоохи (исторические, топонимические, родовые предания), мифы, леген­ ды и т. д.; он участвовал в традиционных областных состязаниях и как импро- визатор, и как исполнитель тахпахов — народных состязательных песен. Пёдор, как звали его в народе, родился 14 ноября 1910 г. в аале Итеменев (по-хакасски Пугалар аалы, что означает Аал быков, т. е. аал людей из ро­ да быков) Кызыльской инородческой управы Ачинского округа Енисейской губернии10. Отец Песке и мать Эде Курбижековы, батраки из хакасов-кызыль- цев, едва могли прокормить своих детей. И будущий сказитель рано приучил- 8 Официально сказитель при жизни не был оценен по достоинству. 9 По свидетельству его младшей сестры Анны Васильевны Курбижековой (1913—1990), то­ же исполнительницы алыптых нымахов и тахпахов, Петр Васильевич однажды специально под- считывал героические песни своего репертуара и насчитал их 103. 10 См. карту-схему бытования алыптых нымахов. Ныне этого аала нет, а местность входит в состав Орджоникидзевского р-на Республики Хакасия.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2