Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)

ребята. Период разложения патриархального рода, знаме н уя начало расцвета жанра героического эпоса, весьма интересен и появлением алыптых ныма- хов о взаимоотношениях между челов е ком-хозяином и конями, например, мудрыми, говорящими жеребятами. Обращение к этой теме в эпосе связано с определенной тенденцией в развитии личности, когда умноже н ие ее уме- ний, навыков, предприимчивость порождали самоуверенность, пренебрежи- тельное отно ш ение к окружающему миру. Как показывают произв е дения, возвышение личности сопровождалось потерями в нравственных устоях; са­ моуверенность героя грозила подорвать гармонию отношений с п риродой — эпический завет предшествующих поколений. Народ — создатель эпоса в ли- це своих героев предостерегает человека от неблагодарности, жестокости по отношению к животным, которые ему служат. Алыптых нымах ис п ользу- ется и как средство нравственной ориентации, и как философская дидактика. Можно назвать в этом ряду интереснейшие сказания, например, “Два бело- буланых жеребенка'1 [90, с. 1—132], “Белый и сивый жеребенок“ [92, с. 1— 71 ] и др. Мощный толчок дальнейшему расцвету жанра героического эпоса дала эпоха средневековья, особенно период разложения феодализма, включая вре­ м я почти тысячелетнего существования древ н ехакасского (древнекыргызско- го) г о сударства (консолидация хакасов в единую народность завершилась, как считают ученые, лиш ь к концу XVIII — началу XIX в). В сказаниях, отра- жающих эту эпоху, во многих случаях показана не только борьба с внешними врагами-захватчиками, длительные войны героев, но и междоусобицы в соб- ственных владениях. На этой стадии бытования эпоса в действие включен не один хан-правитель, властитель н а рода, он же главн ы й воин-богат ы рь, как было на пред ы дущих этапах развития жанра. На новом этапе образ хана-пра- вителя, хоть он и продолжает оставаться богатырем, отъединен от образа главного воина-защитника. Героем (героиней) произведения становится уже не хан, а “функциональный“ воин-богатырь — главный защитник, находя- щийся на службе у хана. Богатырские силы и умения его обычно превосходят таковые самого хана. Как правило, герой вооружен не только луком и стрелами, он искусно владеет мечом, копьем, саблей, кинжалом. Он отличается самостоятельно- стью, часто строптивостью. Защита народа и владений хана от внешних вра- гов — его (ее) пожизненная функция. Нередко такие герои (героини) идеа- лизиру ю тся как богатыри (богатырки) чудесного рождения, находящиеся в конфликте со своим ханом. Таковы богат ы рка Ах-Чибек-Арыг [11], богатыри Хан-Кичегей [6, с. 126—222], Кюн-Тёнгис [91 ] и др. Этот конфликт обычно перерастает в борьбу героя с нёгативными чертами с воего властителя, эго- истичного и жадного. В эпосе создается и другой тип главного героя — богатырки, вышедшей из среды простого народа. Она служит хану, выполняя функци ю защитницы владения. На одной из поздних стадий развития алыптых нымахов происходит интенсивная переработка и синтез многих древних и средневековых мифоло-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2