Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)
рить человеческим языком, сообщая герою важную весть или раскрывая ка - кую-либо тайну его происхождения. Неред к о в эпосе ха к асов и якутов конь предупреждает хозяина об ожидающей его опасности и учит, ка к выйти по- бедителем. Сходными бывают и образы стихии: препятствие в виде огненного м о ря, способного вскипеть, а затем исчезнуть [22, с. 117—118 ]. Все это при- знаки того, что создатели и алыптых нымаха, и олонхо в древности не только жили по соседству и в сходных культурных условиях, но и черпали многие сюжеты, мотивы из общей мифологии своих предков. Отдалившись территориально друг от друга, они прервали и тесные фольклорные связи. В результате эпическая культура каждого народа стала развиваться по-своему. Типологические и генетические связи в ряде образов (например, Похта- Криса, трехглавого змея (змеи), синего (сивого) и черного быков) прослежи- ваются между хакасскими алыптых нымахами и'алтайскими и тувинскими г е роиче с кими сказаниями [44, 48, 49]. Культурно-историческая, этногенети- ческая общность этих народов могла дать такое сходство. Прежде всего, каж- дый из них в той или иной мере испытывал влияние скифской культуры, в том числе эпической; хакас ы , в частности, и согдийской. Период разложения патриархально-родовых и возникновения раннефе- одальных отношений отражен в разнообразных сюжетно-тематических цик - лах и заявляет о себе множеством новых героев и персонажей. Один из ти- пичных мотивов этой эпохи — старая ханская чета, страдающая от бездет- ности. Обычно через историю жизни поздно родившегося наследника хана (иногда это близнецы), будущего защитника своеш народа и владения (чур- та ), изображается судьба подвластного хану народа, страдающего от чуже- земных грабителей. Народ уводят в плен на чужбину, вместе с ним угоняется и скот хана-правителя7. У народа, правителей и скота нередко одна горькая судьба — всех подвергают жестокому насилию. Но поздний наследник осво- божда е т старых родителей и всех пленников. Алыптых нымах в подобных сюжетах доносит с обытия времени великого переселения народов, когда гра- беж соседей, захват отдельных племен б ы ли обычаем самовластных прави телей. О трагедиях тех эпох, пожалуй, создано наиболыпее число алыптых нымахов. Богатые стада скота и табуны коней — это залог сытного существования для людей. Поэтому так распространен мотив угона и возвращения скота. Ха- рактерна и нравственная оденка в эпосе ханов-правителей: как хороший, иде- альн ы й воспевается т от, кто добр, кто сытно кормит, хорошо одевает, а пе- шему дает коня. К числу алыптых нымахов о ханской чете с поздним рождением на следника относятся сказания “Хара-Хан, который ездит на Темно-гнедом ко- не“ [93], “Ах-Хус, который ездит на Бело-буланом коне“ [94 ], “Хан-Алып, который ездит на Буром коне“ [95 ], “Чибет-хан“ [96 ] и др. Многие богатыри, родившиеся от старых родит е лей, очень рано проявляют героический харак- тер. Часто их спасителями оказываются преданный конь, жеребенок или же 7 О значении термина “хан“ см.: [12, с. 137].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2