Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)
какой-то другой родственницей герою, напутствует его, осуществляет суд и расправу над его врагами как антиподами всего человеческого коллектива. Богатырь Алтын-Чага, обладающий огромной физической силой, ничего не совершает без ведома наставницы, надо полагать, глав ы материнского рода. Эпос защищает экзога м ный брак — обычай брать жену из друго г о рода, но внутри своего племени. Новые черты в п оведении героя обнаруживаются в сказании эпохи от- цовского рода — “Хара-Хусхун ...“. Все три е г о героя — Хара-Хусхун, Ал- тын-Сарачи и Хан-Сарачи — действуют самостоятельно, особенно послед - ний. Он подает голос, находясь еще в утробе матери, и обещает найти отца. Такая гиперболически-сказочная воля и активность героя, очевидно, знаме- нуют в последующие эпохи заметное развитие личности в коллективе и, со- ответственно, элементов эпоса. Если в “Алтын-Чаге...“ действует представи- тель одного поколения, не имеющий родителей, то в “Хара-Хусхуне...“ — целых три поколения: отец, сын, внук. Характерно и то, что, хотя сын Ал- т ы н-Сарачи и внук Хан-Сарачи как герои более значим ы , чем их отец и дед Хара-Хусхун, эпическая песня называется по имени героя первого поколения. В дальнейшем эта особенность в алыптых нымахе закрепляется как тра- дици я , сохраняясь до последнего времени: песня называется по имени героя- воина первого поколения. Однако имеются и исключения из этого правила. Следующая стадия хакасского эпоса характеризуется богатырскими ска- заниями о героях, преданных старшей сестрой. Можно предполагать, что они знаменуют дальнейшее становление, укрепление отцовского рода, когда уже имелось нажитое в патриархальн ы х семьях имущество, прежде всего скот. Есть цикл эпических песен с названной темой: “Алтын-Киспек“, “Чил-Сап- па“ [85], “Палачах-Алтын“ [86], “Хан-Мирген“ [87]. В сюжетах этих про изведений6 старшая сестра часто изводит брата с помощ ь ю мужа-чужеземца и угоняет весь скот на мужнину родину. Друзья-собаки и другие помощники оживляют богатыря. В итоге он выходит победителем. Младший брат воспе- вается как защитник интересов рода и племени, а старшая сестра, предающая их, осуждается и даже уничтожается . Древние сюжеты и мотивы алыптых нымахов обнаруживают глубокое типологическое сходство с эпосом других сибирских народов, прежде всего тюркских. Например, алыптых нымахи, особенно сагайские, в своих наи более древних сюжетных пластах и образах сходны с якутскими олонхо. Об- щность проявляется в таких мотивах, как похищение врагом сестры, жены, коня (в олонхо часто похититель появляется в виде пурги) [62, с. 119]. Ши- роко известен в олонхо, как и в алыптых нымахе, мотив измены старшей сестры богатыря. Одинаково популярны и мотивы превращения — оборотни - чества. Птица может предстать богат ы рем-врагом, г ерой при необходимости превращает коня в какой-либо предмет, например в дерево, будущая жена является в образе подаренного щенка. Конь в острых ситуациях и у хакасов, и у других тюрко-мон г ольских народов, и у иранцев (осетин) может загово 6 Некоторый анализ этих сказаний см.: [45, с. 54—59].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2